ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ 5
1.1.Предмет и пределы прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции 5
1.2. Подготовка и особенности проведения проверки Прокуратурой РФ 8
1.3. Правовое регулирование деятельности Прокуратуры РФ по противодействию коррупции 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ 15
2.1. Типичные нарушения исполнения законодательства 15
2.2. Организация и проведение прокурорской проверки по противодействию коррупции и ее особенности 17
2.3. Совершенствование организации прокурорского надзора за исполнением законодательства по противодействию коррупции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Формирование механизмов противодействия коррупции занимает одно из главных мест для становления правового государства.
Стоит отметить, что коррупция приводит к некорректному расходованию бюджетных средств, банкротству предпринимателей и увеличению социального неравенства. А также, нельзя не согласиться с тем, что впоследствии коррупции адекватное исполнение важных государственных поручений не представляется возможным.
Благодаря опыту зарубежных стран можно утверждать, что для снижения уровня коррупционных правонарушений необходимый всесторонний прогресс, выражающийся, например, в совершенствовании государственного управления.
При этом в антикоррупционной работе необходимо учитывать целый ряд различных факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая невысоким уровнем общественного правосознания.
Такой подход, при котором учитываются различные факторы, позволяет комплексно воздействовать на коррупционную деятельность. При этом, реализация данного подхода основана на взаимодействии методов федеральных органов государственной власти, региональных органов и органов местного самоуправления при осуществлении деятельности по противодействию коррупции.
Нельзя не согласиться с тем, что область коррупционных преступлений до конца не исследована и правовая основа нуждается в совершенствовании и постоянном обновлении.
Исходя из этого, в данной работе предложены как способы совершенствования законодательства, так и рекомендации, предназначенные для облегчения работы органов прокуратуры в борьбе с коррупционными преступлениями.
Также, в работе изучено определение коррупционного преступления, подробно рассмотрены этапы прокурорских проверок и выявлены недочеты применимого законодательства.
Помимо этого, разработаны основные направления по совершенствованию деятельности прокуратуры, которые способствуют более эффективному взаимодействию внутри прокурорской системы для противодействия коррупционным правонарушениям. Также, данные направления способствуют созданию единого подхода к пониманию и применению норм законодательства о противодействии коррупции, что обеспечит неизбежную ответственность за коррупционные преступления.
По нашему мнению, особое внимание необходимо уделить на такой вид прокурорской деятельности, как прокурорский надзор. Также, благодаря проведенному анализу, немаловажной является деятельность по уголовному преследованию и жесткая координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Стоит сказать, что прокуратура является универсальным институтом государственной власти и, по нашему мнению, ее нельзя отнести к одной из трех ветвей власти: законодательной, судебной или исполнительной.
Однако, некоторые авторы имеют различные взгляды на данный счет и придерживаются такой позиции, что прокуратура не является самостоятельным органом и принадлежит одной из ветви власти.
Таким образом, целесообразно будет закрепить на законодательном уровне самостоятельность данного органа и определить правовую природу.
Как ранее отмечалось, работникам прокуратуры необходимо систематически повышать свою квалификацию в области противодействия коррупции. Указанная деятельность приведет к более эффективной работе по выявлению и пресечению коррупции, а также укрепит правопорядок.
Систематическое обновление и совершенствование применимого в данной области законодательства приведет к укреплению организационных основ государственной политики РФ и снизит коррупционные проявления.
Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что коррупция представляет собой системное явление, которое не может быть ликвидировано в условиях бюрократичного государства.
Совершенствование законодательства в этой области хоть и ограничило масштабы коррупционных преступлений, но не противодействует возникновению новых форм коррупции.
Читать дальше
I. Нормативно-правовой материал
1. "Конвенция ООН против коррупции" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс], 1997-2022.
2. Конституция РФ (принята 12.12.1993 (в ред. ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // СЗ РФ, 1997. N 1. Ст. 445.
3. Гражданский кодекс РФ. ФЗ РФ от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2020 г. N 217-ФЗ) // РГ, 2008.
4. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.05.2010 N 81-ФЗ, и ФЗ от 19.05.2010 N 92-ФЗ) // РГ, 2010.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ // РГ, 2001. С.2868.
6. Федеральный закон от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе… " // РГ, 2009. N133. С. 4957.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // РГ, 2004. С. 3539.
8. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // РГ, 2007. С. 4310.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ" (в ред. ФЗ от 07.02.2011 N 4-ФЗ) // РГ, 1995.
10. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273- ФЗ "О противодействии коррупции". // РГ, 2008. N 4823.
11. Указ Президента РФ от 16.08.2021 г. N 478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы».
12. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 29.10.2021) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // РГ, 2022. N 7. С. 8655.
13. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» N 454 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс], 1997-2022.
14. Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 64 (ред. от 20.11.2019) "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве"// Официальный сайт Правительства г.Москвы [Электронный ресурс], 2014.
15. Указ мэра Москвы от 31.03.2005 N 20-УМ. «О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы» // Официальный сайт Правительства г.Москвы [Электронный ресурс], 2005.
II. Специальная литература
1. Бабаев С.Н. Некоторые аспекты совершенствования законодательства и прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции // Актуальные проблемы реализации норм права, 2019. N 2. 36 с.
2. Бардиж Е.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // Ростовский научный журнал, 2017. N 1. 23–32 с.
3. Волженкин Б.В. Коррупция. Санкт-Петербург: юрид. институт Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 44 с.
4. Гончаренко Г.С. Коррупционные отношения как норма жизни // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. М.: Аспект, 2017. 264 с.
5. Ильяков А.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии коррупции вне уголовно-правовой сферы // Вестник Университета Прокуратуры РФ, 2019. N 6 (74). 56 с.
6. Ковалева А.В. Государство и общество в области противодействия коррупции // Научный журнал, 2017. N 2. 44-54 с.
7. Комаров И. Прокурорская проверка: необходимые основания // Администрат. Право, 2013. N 4.
8. Коннова П.И. Содержание и состояние профилактики коррупционных правонарушений // Основные направления государственной политики по противодействию коррупции в РФ. М.: Изд-во РУДН, 2017. 45–57 с.
9. Мажитова Г.Г. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации // Аллея науки, 2018. N 11 (27). 107 с.
10. Митюхин, А.К. О некоторых аспектах законодательного противодействия коррупции. М.: Перун, 2014. 152 с.
11. Мурашкин И.Ю., Кайгородов Д.Ю. О понятии коррупции, сформулированном в Федеральном законе «О противодействии коррупции» // Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в РФ. СПб.: Азбука, 2016. 278–285 с.
12. Невинский В.В. Коррупция в России: системные меры противодействия // Журнал российского права, 2017. N 1. 62–72 с.
13. Пономарёв А.В. Вопросы правовых средств в рамках надзора за исполнением антикоррупционного законодательства // Предупреждение коррупции в РФ, 2020. N 5. 187 с.
14. Русецкий А. Е. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики, 2019. N 1-2. 14 с.
15. Файзуллин Р.В. Особенности прокурорской проверки за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Восточно-европейский научный вестник, 2016. N 3. 13 с.
16. Чашин А.Н. Коррупция в России. – М.: Дело и Сервис, 2015. 76 с.
17. Шепелева Ю. Н. Противодействие коррупции в органах государственной и муниципальной власти // Наука и образование, 2018. N 10 (77). 120 с.
Читать дальше