ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 5
1.1 Определение бюджетного дефицита и его последствия 5
1.2 Государственный долг и методы управления им 9
1.3 Государственное регулирование дефицита бюджета и государственного долга 11
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 13
2.1 Динамика дефицита/профицита бюджета РФ 13
2.2 Динамика государственного долга РФ 15
2.3 Совершенствование управлением бюджетного дефицита и государственным долгом РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Читать дальше
Таким образом, дефицит бюджета — это разница между всеми поступлениями и расходами как по доходам, так и по счету движения капитала правительства.
Дефицит бюджета — это сумма дефицита счета доходов и дефицита счета операций с капиталом. Если расходы правительства по доходам превышают поступления доходов, это приводит к дефициту счета доходов. Аналогичным образом, если государственные капитальные вложения превышают поступления капитала, это приводит к дефициту счета операций с капиталом. Дефицит бюджета обычно выражается в процентах от ВВП.
Суверенный долг — это обязательство центрального правительства страны. Это может быть внутренний долг, причитающийся жителям страны, или внешний долг, финансируемый иностранными кредиторами. Внутренний долг сопряжен с меньшим риском, поскольку теоретически его можно погасить за счет повышения налогов, сокращения расходов и печатания денег. В основном жители страны расплачиваются сами с собой в различных формах. Погашение долга внешним кредиторам может быть более проблематичным, особенно если валюта страны страдает от неблагоприятных колебаний на валютных рынках. Рейтинговые агентства предоставляют отдельные рейтинги для внутреннего и внешнего долга каждой страны.
Covid-19 в 2020 году ускорил самый большой годовой рост задолженности со времен второй мировой войны, когда глобальный долг вырос до 226 трлн долларов. Заимствования правительств составили более половины этого прироста, поскольку глобальный коэффициент государственного долга подскочил до рекордных 99 процентов валового внутреннего продукта. Эта гора долгов теперь представляет собой монументальную проблему политической экономии.
В значительной степени вычеркнув историю из своих процессов, современная экономическая профессия склонна обсуждать государственный долг в жаргонных терминах, связанных с максимизацией личной полезности отдельных лиц и максимизацией социального благосостояния правительств. Но на самом деле все дело в политике. Как однажды заметил итальянский экономист Альберто Алесина, управление государственным долгом сводится к тому, следует ли обескровливать рантье, заставлять рабочего потеть или облагать налогом предпринимателя до слез.
История предлагает наилучший объектив, через который можно понять природу сегодняшнего долгового кризиса. Тем лучше, что в «Защите государственного долга» исследуется рост рынка суверенного долга на всем пути от итальянских городов-государств до многомиллиардного глобального государственного долга 21 века. Кроме того, он предлагает учебное пособие по управлению долгом, основанное на историческом опыте.
Существует множество способов снизить соотношение долга к ВВП. К ним относятся правительства, имеющие первичный профицит бюджета — профицит до вычета процентов — для погашения долга. Если темпы роста превышают процентную ставку по долгу, коэффициент также снижается. Инфляция — это еще одно средство. И тогда долг может быть реструктурирован или списан. Какой из этих инструментов выполняет большую или меньшую часть работы, в значительной степени отражает баланс сил между должниками и кредиторами.
Читать дальше
1. Benhabib, J., & Spiegel, M. M. (2019). Moderate Inflation and the Deflation-Depression Link. Journal of Money, Credit and Banking, 41(4), 787-798. https://doi.org/10.1111/j.1538-4616.2009.00232.x (дата обращения 20.03.2022)
2. Blackburn, K., Bose, N., & Emranul Haque, M. (2020). The Incidence and Persistence of Corruption in Economic Development. Journal of Economic Dynamics and Control, 30(12), 2447-2467. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2005.07.007 (дата обращения 20.03.2022)
3. Brown University. «United States Budgetary Costs and Obligations of Post-9/11 Wars through FY2020: $6.4 Trillion,» Page 7. (дата обращения 20.03.2022)
4. Brunetti, A., & Weder, B. (2019). A Free Press Is Bad News for Corruption. Journal of Public Economics, 87(7-8), 1801-1824. https://doi.org/10.1016/s0047-2727(01)00186-4 (дата обращения 20.03.2022)
5. Congressional Budget Office. «Federal Budget Deficit Totals $1.4 Trillion in Fiscal Year 2009.» (дата обращения 20.03.2022)
6. Congressional Budget Office. «On The Budget and Economic Outlook: 2019 to 2029.» (дата обращения 20.03.2022)
7. Congressional Research Service. «The Cost of Iraq, Afghanistan, and Other Global War on Terror Operations Since 9/11,» Page 19. (дата обращения 20.03.2022)
8. Federal Reserve Bank of St. Louis. «Quantitative Easing Explained,» Pages 1-2. (дата обращения 20.03.2022)
9. International Monetary Fund. «A Modern History of Fiscal Prudence and Profligacy,» Page 40. (дата обращения 20.03.2022)
10. Росстат // Государственные финансы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения 20.03.2022)
Читать дальше