Введение 3
Глава 1. Задержка психического развития (ЗПР)
1.1 Определение понятия ЗПР, класси-фикация, диагностические особенности состояния. 5
1.2 Общие особенности детей с ЗПР. 7
1.3
Глава 2. Причины ЗПР
Механизмы психологической защи-ты 8
2.1 Определение понятия психологиче-ской защиты. Основные виды защит 10
2.2 Концепция эго-психологии Анны Фрейд и детский психоанализ 11
Глава 3. Компенсаторные механизмы у детей с ЗПР
3.1 Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР, механизмы компенсации
14
3.2
Коррекция нарушений при ЗПР (речи, письма, чтения)
20
3.3 Психотерапия в работе с детьми с ЗПР 23
Заключение 25
Список литературы 26
Читать дальше
Задержка психического развития – это особое состояние психической и мозговой деятельности ребёнка, которое может быть обусловлено раз-личными факторами перинатального периода, а также социальными при-чинами.
За последние годы увеличилась доля детей с данной патологией, что требует знание закономерностей проявления ЗПР на разных этапах разви-тия ребёнка и является базой для построения медико-психологической коррекции нарушений, возникающих при этом состоянии. Поскольку при ЗПР способность ребёнка к обучению остаётся на высоком уровне, очень важно устранить причины, её вызывающие и провести грамотную пси-хокоррекцию.
Как показывают результаты работы по коррекционному воспитанию на протяжении 2-х лет в садах и дошкольных группах детей ЗПР до 80 % из них полностью готовы осваивать общую образовательную программу наравне с остальными. Остальные дети осваивают программы специально-го образования для детей с ЗПР.
Остаётся открытым вопрос ранней диагностики ЗПР, так как бывает сложно у детей дошкольного возраста верно дифференцировать ЗПР и ум-ственную отсталость, поэтому некоторые специалисты рекомендуют уста-навливать диагноз задержки психического развития не раньше 5 – летнего возраста ребёнка, однако раннее начало психокоррекции способно полно-стью нивелировать проявления ЗПР.
Умело и своевременно применяя детскую психотерапию, можно ка-чественно корректировать имеющиеся эмоционально-волевые проблемы у ребёнка с ЗПР, помочь ему устанавливать контакты с другими детьми, улучшить взаимопонимание внутри семьи, столкнувшейся с данным состо-янием, заложить вектор для оптимального функционирования психики ре-бёнка по мере взросления, что создаст благоприятный фундамент для пол-ноценной жизни детей и значительно повысит их адаптацию в обществе.
Читать дальше
1. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учеб-ник для вузов/ Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. – 2 изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 270 с.
2. Ворошнина Л.В. Коррекционная педагогика. Творческое и рече-вое развитие гиперактивных детей в ДОУ: учебное пособие для вузов/ Во-рошнина Л.В. – 2 изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022 – 219 с.
3. Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. Детская и подростковая психотера-пия: неврозы у детей: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. – 2 изд. - Москва: Издатель-ство Юрайт, 2022. – 330 с.
4. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебник для среднего про-фессионального образования/ Ефимова Н.С., Литвинова А.В. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 442 с.
5. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Психология детей с нарушением интел-лекта: учебное пособие для вузов/ Исаев Д.Н., Колосова Т.А.; под общей редакцией Исаева Д.Н. – 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 151с.
6. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: учебное посо-бие для среднего профессионального образования/ Исаев Д.Н., Колосова Т.А.; под общей редакцией Исаева Д.Н. – 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт 2022. – 151 с.
7. Либина А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов/ Либина А.В. – 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт 2022. – 318 с.
8. Фесенко Ю.А. Детская и подростковая психиатрия: пограничные психические расстройства: учебное пособие для вузов/ Фесенко Ю.А. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 224 с.
9. Чиркова Ю.В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты: учебное пособие для вузов/ Чир-кова Ю.В. – 2 изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 163 с.
10. Газета «Вести образования» [Электронный ресурс], 5 октября 2021. — Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi (дата обращения: 18.03.2022)
Читать дальше