Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..4
Глава 1. Былины: понятие и признаки…………………………………….4
Глава 2. Основные теории происхождения былин……………………….6
Глава 3. Методы изучения былин…………………………………………8
Глава 4. Строение былинных сюжетов……………………………………9
Глава 5. Музыкально-поэтическая составляющая былин………………11
Заключение………………………………………………………………...14
Список источников и литературы………………………………………..
Читать дальше
Несмотря на то, что произведения былинного эпоса являются предметом изучения множества историков и фольклористов, общепринятого понятия термина «былина» не существует. Само понятие стало употребляться еще в середине ХIХ века. Анализируя определения, приведенные в энциклопедических словарях разных периодов, можно выделить несколько отличительных черт былинного жанра как самостоятельного вида древнерусского творчества: описание событий древнерусского государства ХI — ХVI веков, эпичность, главный герой – русский богатырь, олицетворяющий народные идеалы определенного исторического периода, противостояние его вымышленным персонажам, которые являют собой олицетворение негативных событий жизни общества или реально существующих на тот период времени личностей.
По вопросу происхождения былин также не существует единого подхода. На смену ранее распространенным мифологической, исторической и теории заимствования в настоящее время пришла смешанная теория. Она включает в себя элементы вышеуказанных точек зрения в совокупности.
Ученые используют два метода изучения былин – исторический и сравнительный. Сравнительный метод более широко используется и позволяет решить вопросы о времени и месте появления былинных произведений, установить истинно русскую оригинальность или заимствование элементов былины из памятников народного творчества других стран.
Все былины имеют схожий сюжет: описание рождения и детства главного героя (богатыря), проявление его богатырской силы, назревание конфликта, брачные коллизии, описание приключений и эпичной гибели богатыря. Выявление такой структуры в произведении древнерусского народного творчества позволяет отнести его к былинному жанру.
Большую роль играет музыкальная и поэтическая составляющая былинных сказаний. Набор определенных инструментов и способов исполнения былины позволяет слушателю полностью погрузиться в волшебный мир былин древней Руси, проникнуться его атмосферой и не оставляет сомнений в реальности былинных событий.
Читать дальше
1. Андреев Н. П. Былины: [Вступительная статья] // Былины: Русский героический эпос / Вступ. ст., ред. и примеч. Н. П. Андреева. — [Л.]: Совет. писатель, 1938, с. 26.
2. Веселовский А. Н. Из лекций по истории эпоса/ / Публ. В. М. Гацака // Типология народного эпоса. — М.: Наука, 1975, с. 287.
3. Горький М., Жизнь Клима Самгина, Гослитиздат, М., 1937, т. I, с. 115.
4. Майков Л. Н. О былинах Владимирова цикла: Исследование на степень магистра русской словесности. — СПб.: Деп. внеш. торг., 1863, с. 142.
5. Миллер О. Ф. Опыт исторического обозрения русской народной словесности. — СПб., 1865, с. 385.
6. Путилов Б. Н. Былины — русский классический эпос // Былины: Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1986, с. 5.
7. Сахаров И.П. Сказания русского народа. — Изд. 3-е. — Санкт-Петербург : Тип. Сахарова, 1841. — с. 602.
8. Халанский М. Е. Великорусские былины Киевского цикла. — Варшава: М. Земкевич, 1885, с. 237.
9. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — Т. 4, с. 181.
10. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энциклопедия, 1962. — Т. 1, с. 801.
11. Энциклопедический словарь. — СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1891. — Т. V, с. 142.
12. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. — М.: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и Ко», [1910]. — Т. 7: Брюгге — Вар., с. 802.
Читать дальше