Введение 3 1 Теоретическое исследование проблемы деятельности психолога реабилитационного центра для инвалидов 7 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей-инвалидов 7 1.2 Психологические проблемы социализации детей с ограниченными возможностями 19 1.3 Основные направления психологической помощи детям в реабилитационных центрах по развитию у них социально-важных навыков 26 2. Организация исследования работы психолога В реабилитационных центрах СПБ 37 3. Описание результатов исследования 41 4. Обсуждение (интерпретация) результатов 50 Заключение 53 Список литературы 57

Профессиональное содержание деятельности психологов в реабилитационных центрах СПБ

курсовая работа
Психология
60 страниц
67% уникальность
2022 год
24 просмотров
Киселева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретическое исследование проблемы деятельности психолога реабилитационного центра для инвалидов 7 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей-инвалидов 7 1.2 Психологические проблемы социализации детей с ограниченными возможностями 19 1.3 Основные направления психологической помощи детям в реабилитационных центрах по развитию у них социально-важных навыков 26 2. Организация исследования работы психолога В реабилитационных центрах СПБ 37 3. Описание результатов исследования 41 4. Обсуждение (интерпретация) результатов 50 Заключение 53 Список литературы 57
Читать дальше
На современном этапе развития общества в связи с изменениями в различных сферах жизни особенно остро встают вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Дети с ограниченными возможностями не являются исключением в этом отношении. Кризисные явления в обществе отразились на здоровье населения. Негативные факторы природной и социальной среды, падение уровня жизни приводят к накоплению хронических больных в каждом поколении. Особую тревогу вызывает здоровье детей: по всем прогнозам уровень детской инвалидности будет увеличиваться. Социально-психологическая реабилитация детей с аномалиями развития направлена на восстановление физических и психических нарушений, развитие способности к самообслуживанию, обучению, общению и трудовой деятельности в дальнейшем. Комплексная реабилитация, обеспечиваемая участием команды специалистов и семьи, позволяет интегрировать больного ребенка в общество. Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают нервно-психические заболевания, болезни внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, такие как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для ведения здорового образа жизни, высокая заболеваемость родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.


На Work5 заказать курсовую срочно в Казани - не проблема.


. Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными пороками развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% составляют дети с умственной отсталостью. Проблема подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду должна решаться не в целом по России, а в каждой конкретной области, городе, районе, селе, в каждой семье. Для этого необходимо участие всех уровней государственного управления, общественных организаций, а также различных специалистов и граждан России. Специфика специальной профессиональной помощи зависит от возраста ребенка и конкретных обстоятельств его жизни. Движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающими потребностями в новых формах общения, отношений с людьми и старыми способами их разрешения. Поэтому оптимизация социально-коммуникативных контактов детей с ОВЗ является реальным практическим подспорьем в их интеграции в общество нормально развивающихся сверстников. В психологии накоплен богатый опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья изучали Л.И. Акатов, М.С. Басов, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова, М.В. Певзнер и др. Проблема педагогического сопровождения социальной реабилитации исследовалась в работах М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицына и др. Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду нашли отражение в работах А.В. Батова, Д.А. Быкова, Л.Н. Кошелева, Е.И. Леонгард, Н.Н.Малофеева, Н.М. Назарова, Н.Д. Шматко и др. Проблемы социализации, адаптации, реабилитации детей-инвалидов, а также их интеграции в общество рассматривались в диссертациях Н.В. Антакова, М.А. Беляева, Л.Н. Кошелева, А.Н. Лаврентьева, И.Л. Лукомская, Г.И. Спиридонова. Однако проблема по-прежнему остается актуальной. Актуальность данных вопросов определила выбор темы дипломной работы: «Деятельность психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально важных навыков». Целью данной профессиональное содержание деятельности психологов в реабилитационных центрах СПБ. При этом можно выделить следующие основные задачи: Объект исследования: дети с ограниченными возможностями 6 – 7 лет с диагнозом ДЦП. Предмет исследования: работа психолога реабилитационного центра по развитию социально-важных навыков. Гипотеза исследования: работа психолога реабилитационного центра способствует развитию социально важных навыков у детей с ограниченными возможностями. Задачи: 1) изучить психологические особенности детей-инвалидов; 2) рассмотреть психологические аспекты проблемы социализации детей-инвалидов; 3) определить основные направления, формы и методы работы психолога реабилитационного центра по развитию социально-важных навыков. Методы исследования: 1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) диагностика, тестирование, анкетирование; 3) методы количественной и качественной обработки данных. База исследования: «Центр реабилитации для детей и подростков» г. Санкт-Петербурге, в исследовании принимали участие 25 детей с ограниченными возможностями в возрасте 6 – 7 лет. Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проводится обобщение подходов к работе психолога реабилитационного центра. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в работе с детьми-инвалидами для формирования у них социально-важных навыков.

Читать дальше
Теоретическое изучение проблемы показало, что проблема «ребенка-инвалида» имеет как бы два плана: с одной стороны, семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты и образование; а с другой стороны, сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности двигаться, но и в том, что он лишен привычного мира детства, отделен от своего здоровый сверстник, из круга его дел, интересов, забот. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изоляции от общества, в котором он будет жить и развиваться. Суть психологической реабилитации детей-инвалидов заключается в снятии нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждения и формирование коммуникативных навыков. Методами психологической реабилитации являются беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы взаимопомощи и взаимоподдержки, как для детей-инвалидов, так и для их семей. Инвалидность сама по себе не является психологической проблемой. Проблема заключается в процессе социально-психологической адаптации человека. Основной проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, ограниченная подвижность, плохие контакты со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Реабилитационный центр для инвалидов является многопрофильным учреждением. Она представлена такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мероприятий, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков. Основными средствами, которые использует психолог в своей работе, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение. Реабилитация и развитие носит социальный характер, так как ее осуществление происходит в конкретных социальных условиях и направлено на достижение социального уровня индивидуальной активности. Что касается ребенка-инвалида, то его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Для работы с родителями психолог может использовать самые разные формы и методы: социальный паспорт, «Дни открытых дверей»; родительские сообщения и отчеты; тематические анкеты и проективные рисунки; концерты и т.д. Работу с родителями следует рассматривать как важнейший элемент комплексной реабилитации детей-инвалидов, так как только при взаимодействии с семьей психолог реабилитационного центра может помочь ребенку-инвалиду. Практическое изучение работы психолога реабилитационного центра проведено на базе «Реабилитационного центра для детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга. Центр оказывает медицинскую, социальную, психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и их родителям. Для изучения социально значимых навыков детей-инвалидов было проведено исследование с участием 25 детей в возрасте 6-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич. В исследовании использовались следующие методы: 1) анкета «Каков ребенок в отношениях с другими людьми?»; 2) «Анкета для родителей». Исследование показало, что у детей с ОВЗ недостаточный уровень развития коммуникативных качеств и уровень социально значимых качеств. Эти результаты требуют психологической работы. В целях развития социально значимых качеств и навыков у детей с ОВЗ разработана программа психологической работы. Цель работы: формирование коммуникативных навыков, социализация ребенка с ОВЗ, развитие социально значимых навыков. Задачи: укрепление здоровья детей-инвалидов, развитие интереса к общению со сверстниками, развитие эмоциональной сферы, обогащение кругозора, развитие познавательной сферы, развитие опорно-двигательного аппарата, развитие творческих способностей, психолого-педагогическое воспитание родителей. Для реализации программы предусмотрены мероприятия по следующим направлениям: психолого-педагогическая экспертиза детей; психологическая поддержка детей с ОВЗ в виде кратковременного и длительного индивидуального консультирования, помощь в ориентировании родителей в особенностях и проблемах ребенка, информационная поддержка родителей, психологическое консультирование родителей и др. В рамках реализации программы психолог проводил различные мероприятия. Но наибольший интерес у участников программы вызвали два направления. Первое направление – «Клуб встреч», в ходе которого решаются такие задачи, как развитие интереса к общению со сверстниками, развитие эмоциональной сферы, обогащение кругозора, развитие творческих способностей, психолого-педагогическое воспитание детей. родители были реализованы. Второе направление – это занятия по направлению развития социально значимых умений через творческую деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что работа по программе способствует развитию коммуникативных качеств и социально значимых качеств детей с ОВЗ. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: работа психолога реабилитационного центра способствует развитию социально значимых навыков у детей с ОВЗ. Математическая проверка результатов по критерию Фишера показывает достоверность результатов.  
Читать дальше
1 Алексеева, Л. С. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе «Детская личность» : учебно-методическое пособие / Л. С. Алексеева. – М. : ИНФРА, 2020. – 216 с. 2 Ананьева, Г. Приговоренные к интернату : журнал Социальная защита. – М., 2021. № 2. – С. 26-28 3 Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка / Т. В. Ананьева / журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М., 2021. № 1. – С. 84-86 4 Благотворительный проект «Открываем мир вместе» : пособие для родителей / рук. проекта Литвинова С. – Барнаул, 2020. – 95 с. 5 Если в семье ребенок-инвалид : Ст., очерки, лит.-худож. произведения / сост. С. А. Горбунова. – Калининград : Кн. изд-во, 2020. – 246 с. 6 Гнитько, Л. П. Опыт организации «Школы сознательного родительства» на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Стрежевого Томской области : журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2021. № 2. – С. 20-21 7 Дубинская, В. В. Мой мир. Курс социальной поддержки : учебно-методическое пособие / В. В. Дубинская. – М. : ИНФРА, 2021. – 238 с. 8 Если в семье ребенок-инвалид : учебно-методическое пособие / Сост. С. А. Горбунова. – Калининград : Кн. изд-во, 2020. – 246 с. 9 Жуковский, И. Школа для родителей : журнал Социальная защита. – М., 2016. № 2. – С. 47-48 10 Иконникова, И. Учитель-дефектолог и родители проблемных детей : журнал Здоровье детей. – М., 2021. № 2. – С. 71-73 11 Карвялис, В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов : учебно-методическое пособие / В. Карвялис. – СПб. : Питер, 2020. – 216 с. 12 Кузнецова М. П. Работа с семьей в условиях центра ПМСС : журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М., 2019. № 3. – С. 61-64 13 Кулькова, Е. Я. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в семье : доклады Региональной научно-практической конференции «Современная психолого-социальная работа в условиях мегаполиса» 14 ноября 2020 года. – М., 2020. – 327 с. 14 Лильин, Е. Т. Модели изменения отношения семей детей-инвалидов к реабилитации как результат создания мотивации : -журнал Детская и подростковая реабилитация. – М., 2021. № 2. - С. 82-83 15 Лысенко, Е. М. Консультирование родителей дошкольников по вопросам формирования коммуникативного поведения у детей-дошкольников : журнал Коррекционная педагогика. – М., 2006. № 5. – С. 51-53 16 Любезнова, Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья : журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М., 2020. № 1. – С. 37-38 17 Малер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями : учебное пособие / А. Р. Малер. – М.: Педагогика-Пресс, 2021. – 79 с. 18 Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации : журнал Дефектология. – М., 2021. № 6. – С. 74-75 19 Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) : учебно-методическое пособие / Н. Н. Малофеев. – СПб.: Питер, 2021. – 326 с. 20 Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии : учебно-методическое пособие / И. И. Мамайчук. – СПб. : Питер, 2021. – 227 с. 21 Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции : учебно-методическое пособие. - СПб. : Питер, 2021. – 154 с. 22 Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2020. – 407 с. 23 Осипова, И. И. О системе социально-психологического сопровождения семьи : журнал Логопед в детском саду. – М., 2021. № 10. – С. 45-47 24 Панов, А. М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей : методическое пособие / А. М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М. : ИНФРА, 2020. – 275 с. 25 Поташова, И. И. Современные технологии оказания консультативную помощь родителям, воспитывающим ребенка-инвалида : методическое пособие / И. И. Поташова. – М. : ИНФРА, 2021. – 435 с. 26 Прутченков, А. С. Трудное восхождение к себе : учебное пособие / А. С. Прутченков. – М. : Психология, 2020. – 231 с. 27 Психофизическая тренировка - новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью : журнал Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – М., 2021. № 4. – С. 39-41 28 Пузин, С. Н. Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов : учебно-методическое пособие / С. Н. Пузин, Н. Ф. Дементьева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М. : ИНФРА, 2021. – 342 с. 29 Семенова, И. И. Эмоциональные потребности и полоролевое поведение детей-инвалидов : научно-методическое пособие / И. И.Семенова. – М. : Психология, 2021. – 328 с. 30 Сметанина, Н. В. Реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями Республиканского центра социальной помощи семье и детям (г. Сыктывкар) : журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2021. № 4. – С, 74-75 31 Специальная педагогика : учебное пособие / Под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2021. – 452 с. 32 Старобина, Е. М. Специфика формирования индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов : учебно-методическое пособие / Е. М. Старобина, К. А. Каменков, В. Я. Щебетаха // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – СПб.: Питер, 2020. – 328 с. 33 Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития : учебно-методическое пособие / К. Тингей-Михаэлис / Науч. ред., предисл. к рус. пер. Д. В. Колесова. – М. : Педагогика, 2020. – 237 с. 34 Ткачева, В. В. Модель «Сотрудничество» как база оптимального воспитания ребенка с психофизическими недостатками : журнал Коррекционная педагогика. – М., 2021. № 2. – С. 87-88 35 Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учебно-методическое пособие / В. В. Ткачева. – СПб. : Питер, 2020. – 218 с. 36 Ткачева, В. В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии : журнал Коррекционная педагогика. – М., 2021. № 5. – С. 57-59 37 Ткачева, В. В. Тесная связь науки и практики : журнал Специальная психология. – М., 2021. № 3. – С. 63-67 38 Устинова, Е. В. Коррекционные занятия с родителями детей с отклонениями развития в группе общения «Диалог» : журнал Коррекционная педагогика. – М., 2021. № 2. – С. 81-84 39 Худенко, Е. Д. Открой окно в мир! : сборник для родителей / Е. Д. Худенко. – М. : Академия, 2021. – 241 с. 40 Щукина, Е. Г. Особенности семей, воспитывающих детей с ограни¬ченными возможностями здоровья: пути решения : учебно-методическое пособие / Е. Г. Щукина // Современная семья: проблемы, пути становления и развития. Сборник статей. — Архангельск:-СГМУ, 2020. - 325 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕПРОДУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Количество страниц:
8
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Генетика
дипломная работа
Вопросы мировой политики и экономики в программной повестке европейских партий «Зелёных» (на примере Германии, Швейцарии и Австрии)
Количество страниц:
60
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Мировая политика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image