Введение 2
1. Оценка нормативов пропускной способности и эффективности технологических процессов в секторах РЦ ЕС ОрВД 4
2. Планово-информационное обеспечение нормативов пропускной способности секторов РЦ КС ОрВД и загрузки диспетчерского персонала 7
3. Определение качественных показателей деятельности диспетчера УВД 9
Заключение 13
Список литературы 15
Читать дальше
Нынешний спад и удерживание уровня движения обусловлен не только кризисными явлениями в мировой экономике, но и реальными опасениями ведущих специалистов в области авиации по поводу не способности некоторых элементов справляться на должном уровне безопасности полётов с темпами роста [2]. Одним из таких элементов является система УВД. Занимая центральное место в системе ОрВД, она определяет главные характеристики по пропускной способности и способности выполнять ограничения по безопасности полётов.
Анализ пропускной способности элементов системы УВД показывает, что узким местом в ней является человекоператор с определёнными психофизиологическими характеристиками, точнее – его слухоречевой и зрительный каналы при осуществлении УВД с помощью радиопереговорного устройства и радиолокационного контроля динамической воздушной обстановки (ДВО) в зоне, а также психические законы восприятия, удержания и воспроизведения информации.
Одним из первых этапов автоматизации процессов УВД было перераспределение потока информации в простейшем контуре системы УВД с целью разгрузки слухоречевого канала человека-оператора путём загрузки зрительного канала внедрением вторичной радиолокации. Поскольку достижение эффективности системы УВД, как правило, связано с повышением пропускной способности человекаоператора, то основные направления исследований процессов УВД так или иначе связанны с моделированием и оценкой изменений характеристик его деятельности, со взаимодействием с техническими средствами, а также со спецификой процессов УВД [3] и инновационной деятельностью в сфере компьютерных технологий.
В соответствии с принципом обеспечения равномерной нагрузки на элементы системы УВД приняты разного рода организационно-структурные решения, такие как деление воздушного пространства на зоны, районы и секторы, введение процедурного контроля за воздушной обстановкой, перераспределение потока ВС по времени и в пространстве, машинный расчёт и индикация потенциально-конфликтных ситуаций (ПКС), применение более совершенных процедур УВД (использование маршрутов зональной навигации, параллельных маршрутов и схем движения) и процедур согласования (OLDI). В настоящее время большинство процессов УВД автоматизированы, разрабатывается концепция глобальной аэронавигационной системы (CNS/ATM), базирующейся на спутниковых технологиях и эффективных методах ОрВД и уменьшающей роль человека в её работе.
Данная концепция должна интегрировать всё мировое воздушное пространство, дав возможность воздушным судам осуществлять полёт по наикратчайшим траекториям с минимальной степенью риска.
Читать дальше
1. Анализ влияния профессиональных качеств персонала ОВД на безопасность воздушного движения / В. Е. Борисов, В. В. Борсоева, С. М. Степанов, А. И. Степнова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2019. – Т. 22. – № 1. – С. 8-17. – DOI 10.26467/2079-0619-2019-22-1-8-17.
2. Бекмухамбетов, А. А. Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов : специальность 05.22.14 "Эксплуатация воздушного транспорта" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бекмухамбетов Айбол Ануарович. – Санкт-Петербург, 2005. – 25 с.
3. Борисов, В. В. Поведение в стрессовых ситуациях диспетчеров УВД и агентов регистрации аэропорта / В. В. Борисов // Личность в природе и обществе : научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений), Москва, 21 апреля 2016 года / Российский университет дружбы народов; Составление и научная редакция А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Е. Н. Полянская. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. – С. 163-166.
4. Горенков, А. Н. Минимизация ошибок при принятии решений диспетчером управления воздушным движением / А. Н. Горенков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2017. – № 1(14). – С. 80-91.
5. Еремин, А. В. Применение методов логического анализа для совершенствования процессов технического обслуживания бортового радиоэлектронного оборудования : специальность 05.22.14 "Эксплуатация воздушного транспорта" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Еремин Алексей Вадимович. – Москва, 2007. – 22 с.
6. Конькова, Е. Ю. Разработка методов снижения загрузки диспетчера планирования на основе реорганизации информационных потоков системы управления воздушным движением : специальность 05.22.13 "Навигация и управление воздушным движением" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Конькова Екатерина Юрьевна. – Москва, 2006. – 17 с.
7. Крыжановский, Г. А. Методологические и прикладные аспекты обратной задачи оптимизации в процессах принятия решений при управлении воздушным движением / Г. А. Крыжановский, В. А. Солодухин // Мехатроника, автоматизация, управление. – 2009. – № 11. – С. 54-60.
8. Мельник, В. Н. Анализ ошибочных действий авиадиспетчеров в психологическом аспекте / В. Н. Мельник // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2017. – № 1(11). – С. 118-127.
9. Новиков, П. П. Разработка и исследование диспозиционных моделей принятия решений в системах управления воздушным движением : специальность 05.22.13 "Навигация и управление воздушным движением" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Новиков Павел Павлович. – Санкт-Петербург, 1996. – 44 с.
10. Пономарев, К. Ю. Человеческий фактор в организации воздушного движения / К. Ю. Пономарев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2016. – № 3(12). – С. 65-76.
Читать дальше