ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общая характеристика мер административного пресечения 5
1.1 Понятие мер административного пресечения 5
1.2 Классификация мер административного пресечения 8
ГЛАВА II. Правовые основания применения мер административного пресечения 13
2.1 Правовое регулирование мер административного пресечения 13
2.2 Основания применения мер административного пресечения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Читать дальше
Меры административного пресечения - это меры, направленные на прекращение правонарушений. Данные меры применяются в связи с очевидным противоправным деянием, поэтому единственным основанием их применения является нарушение правил. Используя административное пресечение, представители административной власти принудительно прекращают нарушение правовой нормы, вынуждают нарушителя вести себя правомерно. Следует отметить, что основанием применения мер административного пресечения может являться как административное правонарушение, так и преступление. Кроме того, данные меры могут использоваться и в отношении правонарушений, совершаемых при отсутствии должного субъекта. Например, если неправомерные действия невменяемого лица угрожают безопасности, такие действия прекращаются с помощью мер административного пресечения. Таким образом, их применение позволяет обеспечить прекращение уголовно или административно наказуемого деяния в момент его совершения и устранение реально существующей угрозы личной или общественной безопасности.
В результате проведенного исследования можно определить признаки мер административного пресечения:
- основанием применения данных мер является нарушение правил;
- целью административного пресечения является быстрое и эффективное прекращение неправомерных деяний, ликвидация противоправных состояний, предупреждение наступления вредных последствий, а также создание условий, обеспечивающих привлечение правонарушителя к ответственности;
- применяются представителями административной власти;
- используются в отношении конкретного субъекта - правонарушителя. Исключением здесь можно назвать применение принудительных средств для пресечения массовых беспорядков;
- основания, виды и порядок их применения устанавливаются многочисленными нормативными актами, как законами, так и подзаконными актами, в том числе ведомственного характера.
В целях совершенствования норм законодательства об административном пресечении в статью 27.1 КоАП Российской Федерации необходимо внести изменения, исключив из целей применения закрепленных в ней мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении пресечение административных правонарушений. На наш взгляд, раздел, посвященный правовому регулированию применения мер административного пресечения, рационально включить в административно-процессуальный кодекс, концепция которого активно обсуждается в научных кругах.
Таким образом, подводя итоги проведенной работы, отметим, что сущность применения мер административного пресечения возможно раскрыть посредством определения специфического назначения такой правовой категории, которая выделяет их как среди других видов мер пресечения, так и среди мер государственного принуждения. В этом, на наш взгляд, и заключается ключевая особенность административного пресечения. Соответственно, само административное пресечение можно определить как специальный административно-правовой инструмент или же механизм, посредством которого уполномоченные органы осуществляют свои функции.
Читать дальше
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2022, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4. Проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.05.2016) // http://regulation.gov.ru/
Научная и учебная литература:
5. Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право: Учебник / под ред. Д.Н. Бахраха. М., 2015. 760 с.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Меры административного пресечение: порядок и основания их применения // Административное и муниципальное право России. 2014. 686 с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебное пособие для студентов юридическтх ВУЗОВ. М., 2014. 798 с.
8. Васюхно И.О. О соотношении административного пресечения и государственного контроля и надзора // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 57 - 61.
9. Васюхно И.О. Сущность мер административного пресечения как формы государственного принуждения // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 53 - 56.
10. Вершинина С.И. О теории принуждения в правовой науке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2019. № 2(5). С. 27-31.
11. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // Вестник Управления судебного департамента мировых судей. 2017. № 2. С. 206-209.
12. Гришин Д.А. Международно-правовые основы применения специальных мер административного пресечения сотрудниками пенитенциарных учреждений // Административное право и процесс. 2021. № 4. С. 62 - 66.
13. Еропкин М.И. Охрана общественного порядка в РФ: правовой аспект // Правоведение. 2015. № 19. С. 134-137.
14. Ерошкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы российского административного права. 2016. № 12. С. 128-134.
15. Жуков Т.А. Основания и порядок применения мер административного воздействия // Право и политика. 2017. № 4. С. 24-27.
16. Занина Т.М., Бутова М.В. К вопросу о компетенции органов внутренних дел (полиции) по предупреждению и пресечению административных правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 22 - 25.
17. Иванов В.А. Реализация мер административного пресечения сотрудниками ОВД // Государство и право. 2014. № 11. С. 8-13.
18. Игитов В.И. Административно-правовые воздействия // Государство и право. 2018. № 7. С. 177-184.
19. Карпов И.А. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 234-237.
20. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный). М., 2016. 697 с.
21. Кокорев А.Н. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 7-11.
22. Лапшина И.В., Алексеева А.В. Функции компонентов государственного и правового принуждения в авторской модели системы социального принуждения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 238-243.
23. Опарин В.Н. Правовое регулирование и применение мер административного пресечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018. С. 103.
24. Пастушенко Е.Н. Административное принуждение в России // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 12. С. 56-59.
25. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
26. Решетов В.А. Прекращение административных правонарушений // Человек и закон. 2016. С. 47-52.
27. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы применения мер административного пресечения в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики. 2015. № 11. С. 114-118.
28. Секретарева Т.М. Целевой подход в понимании содержания понятия «государственное принуждение» // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 12. С. 25 - 28.
29. Сосновских А.А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве РФ // Государство и право. 2017. № 8. С. 78-82.
30. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. 2016. № 7. С. 23-26.
31. Фиалковская И.Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47 - 52.
32. Филатова А.В. Регламенты и процедуры реализации государственного контроля (надзора) / Под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2019. 280 с.
Читать дальше