ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЗМА 5
1.1 Понятие и сущность монополии 5
1.2 Виды монополии и их характеристика 10
1.3 Особенности монополизма 14
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ПАО «РЖД» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «РЖД» 20
2.2 Анализ эффективности естественной монополии ПАО «РЖД» 24
2.3 Пути совершенствования естественной монополии ПАО «РЖД» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ 31
Читать дальше
Монополии – организации или компании, которые являются единственным поставщиком или продавцом товаров/услуг, без наличия конкуренции в данной отрасли. Такая ситуация на рынке может возникать по разным причинам, представим основные из данных причин:
1) специальное лишение возможности доступа на рынок путем законодательного регулирования, либо с созданием неблагоприятных условий для конкурентов;
2) большое количество постоянных издержек, которые могут пошагать только крупные компании;
3) наличие лицензирования деятельности;
4) защита государством от иностранных организаций, с целью защиты местного рынка;
5) поглощение, слияние нескольких компаний.
Монополии классифицируются по разным показателям, на наш взгляд, основной классификацией монополии является деление ее на естественную и искусственную. Ключевой особенностью монополизма в России является концентрация большого количества трудовых ресурсов в компании. Также монополия зависима от государственных заказов и государственных кредитов и субсидий.
На территории Российской Федерации существует большое количество монополий, созданных естественным путем. Одной из таких монополий, является Публичное акционерное общество «Российские железные дороги». Целью данной курсовой работы было проанализировать и представить пути совершенствования компании-монополисту ПАО «РЖД». Данная цель была выполнена при написании курсовой работы, а поставленные задачи выполнены.
Кроме этого, были проанализированы ключевые экономические показатели ПАО «РЖД» и дана общая экономическая характеристика организации. В ходе анализа было установлено, что компания обладает большим объемом средств для осуществления деятельности. Компании занимается железнодорожными перевозками: грузовыми и пассажирскими. Объем продаж услуг по грузовым перевозкам значительно выше, нежели по пассажирским. Это связано с большим объемом клиентов по всей стране, в том числе коммерческих предприятий, которые охотно заключают контракты с ПАО «РДЖ».
Таким образом, ПАО «РЖД» крупная естественная монополия, предоставляющая услуги по грузовым и пассажирским железнодорожным перевозкам. Компании необходимо обратить внимание на величину краткосрочных обязательств и наличию средств для их погашения в короткие сроки. В параграфе 2.3 были представлены пути совершенствования деятельности и произведен расчет плановой прибыли от внедрения Интернет-портала в ПАО «РЖД». Так количество заказов от пользователей должно увеличить объем на 50 668 человек, прогнозируемый объем прибыли должен составить 92,9 млн. руб.
Подводя итоги, ПАО «РЖД» является естественной монополией. Нами был проведен анализ ключевых показателей данной компании. В целом, динамика является положительной по всем рассматриваемым критериям. Также были предложены меры по совершенствованию деятельности компании. Развитие компании представляет собой увеличение объема прибыли от указанных услуг. В произведенном расчете было представлено что внедрение Интернет-портала позволит увеличить объем прибыли на 92, 9 млн. руб., что является значительным приростом для такой крупной организации, как ПАО «РЖД».
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585.
Монографии, учебники и учебные пособия
3. Ефимов, Г.А. Экономика и менеджмент: учебное пособие 4-ое издание. – 2017. – 108 с.
4. Худяков, Т.Ю. Особенности принятия стратегических решений в компании: учебное пособие. – 2019. – 281 с.
Статьи в периодических изданиях
5. Алексеев, П.Р. Монополия: понятие, сущность, виды // Экономика. – 2019. – С. 6.
6. Артемов, В.С. Основные формы монополии: характеристика, сущность // Экономика и право. – 2020. – С. 63.
7. Астахов, П.Р. Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли // Экономический анализ. – 2020. – С. 67.
8. Астахова, А.К. Характер и следствие монополизма: роль монополизма в России. – 2019. – С. 94.
9. Воробьева, А.П. Методика анализа и подведение итогов по полученным показателям организации. – 2020. – С. 63.
10. Воронина, Е.Д. Следствие монопольной политики // Менеджмент. – 2020. – С. 15-16.
11. Гришина, А.И. Стратегический менеджмент в компании: учебное пособие для бакалавров. – Издание №2. – 2018. – 458 с.
12. Иванов, Р.О. Экономическая эффективность предприятия: расчеты основных показателей, статистика и выводы. – 2019. – С. 45.
13. Ковалев, П.Ю. Анализ экономических показателей компании. – 2019. – С. 98.
14. Куликова, К.В. История монополизма в современной России: практика и влияние на рынок // Международная конференция г. Москвы. – 2021. – С. 9.
15. Лебедев, Д.М. Оценка экономической эффективности естественной монополии, на примере ФГУП «Почта России». – 2020. – С. 47.
16. Любомиров, А.П. Функциональное отличие рыночных отношений в рамках чистой монополии и чистой конкуренции // Макроэкономика. – 2020. – С. 6-7.
17. Макарова, А.Д. Естественные и искусственные монополии: особенности, основная характеристика. – 2021. – С. 36.
18. Мельникова, Е.Н. Характер и следствия монополизма // Экономика и учет. – 2021. – С. 16-17.
19. Некрасова, С.М. Естественные монополии: положительные и негативные факторы. – 2020. – С. 94.
20. Орлов, С.В. Особенности подходов в трактовке монополии и подобных явлений // Менеджмент и управление. – 2020. – С. 8.
21. Панкратова, М.Т. Характер и особенности монополизма // Экономика и социальный референт. – 2019. – С. 16.
22. Поздняков, Д.А. Управление организацией: учебник для бакалавров. – 2020. – 236 с.
23. Поляков, А.М. Виды монополий на территории Российской Федерации // Экономикус. – 2020. – С. 30.
24. Попов, Н.М. Монополии в России: экономический эффект и способ развития национального хозяйства. – 2020. – С. 82.
25. Рябова, Я.И. Преимущества монополии перед другими участниками рынка // Правовой вестник. – 2019. – С. 24.
26. Савельев, А.К. Выгоды монополии на примере естественных монополистов в России // Экономикус. – 2021. – С. 61.
27. Сорокина, А.В. Административная монополия на оборонную промышленность // Экономикус. – 2020. – С. 46.
28. Спиридонова, В.П. Особенности формирования монополизма в России // Экономика и право. – 2020. – С. 40.
29. Филимонов, С.П. Рыночная монополия: источники и виды // Менеджмент и управление. - №3. – 2020. – С. 60.
30. Шмелев, В.Д. Естественная монополия: необходимость энергоресурсных компаний в России. – 2019. – С. 68-67.
31. Яковлева, В.В. Понятие и сущность монополии: роль монополизма в системе рыночных отношений в национальной экономике страны // Научная конференция г. Волгоград. – 2021. – С. 90.
Справочные материалы и Интернет-ресурсы
32. Российские железные дороги: годовая отчетность // РЖД [Электронный ресурс] – режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9471 (дата обращения 04.03.2022).
Читать дальше