Введение 3 Глава 1. Восточные славяне: расселение, общественный строй, предпосылки образования государства в дохристианский период 7 1.1 Восточные славяне: происхождение, расселение 7 1.2 Предпосылки образования государства 9 Глава 2. Особенности языческих верований древних славян, их влияние на культуру и быт 15 2.1 Языческая культура древних славян 15 2.2 Быт древних славян 21 Заключение 25 Библиографический список 27

Языческие верования древних славян

курсовая работа
История
25 страниц
88% уникальность
2022 год
116 просмотров
Маклюкова Ю.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Восточные славяне: расселение, общественный строй, предпосылки образования государства в дохристианский период 7 1.1 Восточные славяне: происхождение, расселение 7 1.2 Предпосылки образования государства 9 Глава 2. Особенности языческих верований древних славян, их влияние на культуру и быт 15 2.1 Языческая культура древних славян 15 2.2 Быт древних славян 21 Заключение 25 Библиографический список 27
Читать дальше
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время возрос интерес к народным обрядам и традициям, к славянскому язычеству. В связи с этим существует потребность изучить народную религию и народное православие, в верованиях, традициях и обрядах которых сохранены элементы восточнославянского язычества. Возникает необходимость выделить характерные особенности слияния славянского язычества и православия и показать те уникальные и неповторимые достижения культуры, родившиеся в результате этого слияния. Как известно, религия зародилась еще в период первобытнообщинного строя. Тогда она была способом объяснить необъяснимое, упорядочить жизнь людей, объединить их под властью одного вождя. Можно сказать, что религиозные представления были у человека с древнейших времен, они во многом стали основой его культуры. Со временем происходит трансформация общественного строя, возникает необходимость объединения людей не просто под влиянием одного вождя, а целых племен в единое государство, это государство нужно сохранить. И потому на смену политеистическим религиям приходят новые религии – монотеистические. Образование государственности у славян было обусловлено политическими, социальными и экономическими причинами, проявившимися в VI – VIII веках: перерастанием родовой общины в соседскую, социальной дифференциацией, разложением родоплеменных, кровнородственных отношений, которые заменялись территориальными, политическими и военными связями. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в более крупные формирования – союзы племен.


Если вам необходимо сдать сочинение заказать его можно на сайте Work5.


. Политической основой военных союзов были институты «военной демократии», среди которых наряду с князем и дружиной большую роль играли вече и совет старейшин. Интеграция племенных союзов постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделились: на Юге – поляне (с центром в Киеве), на Северо-Западе – словене с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров в 822 году привело к образованию новой организационной структуры жизни славянского общества – государства, заложившего основы для становления древнерусской цивилизации Древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная локально-историческая общность, образуемая на основе смешения различных этнических групп при значительном многообразии их религиозных верований. Она формировалась на базе соединения трех региональных хозяйственно- производственных структур (земледельческой, скотоводческой, промысловой) и соответственно трех типов образа жизни (оседлого, кочевого и бродячего). Большая часть значимых письменных источников, относящихся к древнерусской эпохе, давно изучена и введена в научный оборот. На основании их анализа проведена реконструкция различных аспектов жизнедеятельности наших предков IX–XIII вв. Археологические исследования, проведенные отечественными учеными в советскую и постсоветскую эпоху, выявили многочисленные языческие захоронения и святилища XI–XIII вв. в различных регионах Древней Руси. Специально проблема языческих верований древних славян во взглядах современных отечественных ученых не рассматривалась в исторической науке. Однако она неоднократно затрагивалась некоторыми исследователями славянского язычества. Так, краткий и интересный историографический обзор сделала О.С. Осипова. Говоря о современном этапе изучения славянского язычества, можно отметить существование двух направлений. Первое – структуралистическое. Его представители – В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Н.И. Толстой. Основное внимание в нем уделяется исследованию славянской мифологии в сравнительно филолого-фольклорном аспекте. Второе направление – это историческая концепция Б.А. Рыбакова, разрабатываемая также его сторонниками – Я.Е. Боровским, Ю.В. Кривошеевым и другими исследователями. Цель работы: рассмотреть языческие верования древних славян и их влияние на появление государственности, быт и хозяйство древних славян. Задачи работы: – проследить происхождение, расселение восточных славян; – определить предпосылки образования государства; – рассмотреть языческую культуру древних славян; – рассмотреть быт древних славян. Объектом исследования являются языческие верования древних славян. Предметом исследования являются особенности языческие верования древних славян, их влияние на появление государственности, быт и хозяйство древних славян. Гипотеза исследования: языческие верования славян были связаны с аграрным, сельскохозяйственным характером производства и родоплеменным характером общества. Хронологические рамки исследования: VI – X вв. В VI веке начинается первый период истории восточного славянства, на протяжении указанного отрезка времени закладываются основы древнерусской народности. Географические рамки исследования: территория Восточной Европы. Методологическая основа исследования. В основу исследования положен исторический подход. Применение исторического подхода предполагает исследование современных научных работ как динамической, развивающейся системы. Кроме того, в работе использованы такие методы исследования, как историко-сравнительный, диалектический, проблемно-хронологический, структурно-функциональный, системный, формально-логический и историко-текстологический методы. Источниками исследования являются научные статьи, монографии и многотомные издания, вышедшие за последние тридцать лет и посвященные теме языческих верований древних славян. Наиболее основательным и масштабным исследованием темы язычества за рассматриваемый период является двухтомный труд Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси». В своей работе Борис Александрович проследил всю эволюцию славянских языческих верований от самых их истоков до времени татаро-монгольского нашествия. Автор поднял и широко рассмотрел проблему периодизации славянского язычества, исследовал закономерности развития языческих верований, подробно осветил тему двоеверия, проследил роль жрецов в религиозной и политической жизни Древней Руси, а также исследовал многие другие проблемы, связанные с темой языческих верований древних славян. Большинство же исследований в современной исторической науке имеют менее широкий предмет исследования и рассматривают не все язычество в целом, а ту или иную его важную сторону (проблему). Среди работ освещающих похоронную обрядность древних славян хочется выделить работы В.В. Седова и Б.А. Рыбакова, которые собрали и систематизировали огромный материал по этой теме. Многие современные ученые исследуют представления древних славян о загробном мире и смерти. Здесь хочется выделить работы Н.Н. Велецкой, Е.Е. Левкиевской, О.С. Осиповой, В.И. Ереминой. Проблема культовых объектов древних славян прекрасно освещена И.П. Русановой и Б.А. Тимощуком. Эти исследователи приводят классификацию культовых объектов древних славян и прослеживают их развитие. Кроме того, культовые объекты и их развитие хорошо исследованы В.В. Седовым, Б.А. Рыбаковым. Очень много исследований посвящено проблеме двоеверия. Следует выделить работы таких ученых, как О.М. Рапов, И.Я. Фроянов, В.В. Мильков и А.И. Макаров, А.В. Карпов, А.Г. Кузьмин, Б.А. Рыбаков. Ряд современных исследователей обращается к проблеме воздействия языческих верований на устное народное творчество. Здесь можно отметить работы Н.А. Криничной, СВ. Селиванова, СИ. Дмитриевой, О.А. Черепанова, B.C. Кузнецова, Т.А. Новичкова, И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина. Проблему воздействия язычества на народное изобразительное искусство освещают такие исследователи, как Э.А. Корсун, Б.А. Рыбаков и СВ. Жарникова. Многие исследователи касаются проблемы языческих обрядов и празднеств. Хорошо эту тему исследовали А.К. Байбурин, В.К. Соколова, Г.С. Маслова, Н.И. Толстой и некоторые другие исследователи.  

Читать дальше
Географическое положение древнерусского государства, находящегося между Западом и Востоком, на перекрестке торговых путей, и испытывающего сильное экономическое, социальное и культурное влияние соседних государств, значительно повлияло на формирование быта и досуга древних славян. На протяжении многовекового пути своего развития русское государство одновременно являлось и европейской, и азиатской державой. Европеизация Руси проявлялась в языковом, религиозном и культурном единстве с Европой, с азиатскими странами Русь всегда связывали крепкие экономические отношения. Постоянное противоборство России между Западом и Востоком предопределило исторический путь развития русского государства, его особую роль в мировом сообществе. Первоначальной доминантной формой социальной интеграции восточного славянства и других этносов в ареале зарождения древнерусской цивилизации стало язычество. Оно было связано с преимущественно аграрным, сельскохозяйственным характером производства и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства. В ходе своего развития язычество проделало большой путь – от почитания неодушевленных предметов, культа животных и предков к созданию пантеона, обожествлению явлений природы и социальной жизни. Все восточнославянские племена имели своих многочисленных боговпокровителей. На основе языческой религии формировались и духовно-ценностные ориентиры древнерусской цивилизации Цивилизации Древней Руси, как традиционному обществу, были присущи характерные черты восточного (азиатского типа). Дискуссионным является вопрос о верованиях древних славян, многие исследователи различно описывают иерархию славянских богов, их имена, назначение и особенности поклонения. Трудности в исследовании славянского язычества порождены тем, что многие славянские племена одному и тому же богу давали разные имена, и это приводило к неточности их описания. Одни исследователи придерживаются точки зрения о крайней примитивности религиозных славянских верований, другие сопоставляют славянскую и античную языческие системы.  
Читать дальше
1. Аничков, Е. В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Индрик, 2003. – 440 с. 2. Васильев, М. А. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. – М.: Индрик, 1999. – 328 с. 3. Гейштор, А. Мифология славян: [перевод с польского] / А. Гейштор. – М.: Весь Мир, 2014. – 382 с. 4. Державин, Н. С., Происхождение русского народа. – Минск: Изд-во Беларусской православной церкви, 2009. – 432 с. 5. Казанцев Д. А. Статус государства на Руси и в Византии: общее и особенное практике и доктрине: (конец IX - начало XVI в.): монография / Д. А. Казанцев. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 198 с. 6. Карамзин, Н. М. История государстве Российского / Н. М. Карамзин. – М. : Эксмо, 2003. – 1022 с. 7. Клейн, Л. В. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб.: Евразия, 2004. – 480 с. 8. Кривошеев, Ю. В. Древнерусское язычество: популяр. очерк / Ю. В. Кривошеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 (Тип. Изд-ва СПбГУ). – 77 с. 9. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство. // Леонтьев К.Н. Избранное. – М.: изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 280 с. 10. Нуреев, Р. М. Экономическая история России (опыт институционального анализа): учебное пособие (бакалавриат и магистратура) / Р.М. Нуреев, Ю.В. Латов. – М.: КноРус, 2016. – 268 с. 11. Повесть временных лет: произведения древнерусской литературы / в переводах Д. С. Лихачева. – СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, печ. 2020. – 379 с. 12. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. – 2008. – №9. – С. 70–81. 13. Рогов, В. А. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права: (очерки IX – середины XVII вв.) / В. А. Рогов, В. В. Рогов; Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т. – М.: МГИУ, 2006. – 268 с. 14. Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси: Б. А. Рыбаков. - 3-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 805 с. 15. Седов, В. В. Избранные труды: Славяне. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование / Ин-т археологии РАН. – М.: Знак, 2005. – 944 с. 16. Семенкова, Т.Г. Роль христианства в укреплении государственности в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, – 2018. – № 1. – С. 31-35. 17. Татищев, В. Н. От скифов до славян: история российская во всей ее полноте / Василий Татищев. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 542 с. 18. Шеппинг, Д. О. Мифология славянского язычества / Д. О. Шеппинг. – М.: Вече, 2020. – 318 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономическая география
курсовая работа
Особенности формирования и развития индийско-русских отношений в XVII веке
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Система управления качеством продукции на предприятии на примере ООО ,,Валеолог, г. Уссурийск.
Количество страниц:
33
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image