Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников............................................................................................................6 1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы развития творческих способностей.......................................................................................................6 1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников............................................................................................................10 1.3. Значение уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников.........................................................................................15 Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии.....................................................24 2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников..........................................................................................................24 2.2. Формирование опыта творческой деятельности и развития творческих способностей на уроках технологии................................................................32 2.3.Методические разработки по развитию творческих способностей младших школьников.........................................................................................35 Заключение.........................................................................................................43 Список использованных источников и литературы.......................................46

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

дипломная работа
Языки
45 страниц
74% уникальность
2022 год
51 просмотров
Сидоров М.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников............................................................................................................6 1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы развития творческих способностей.......................................................................................................6 1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников............................................................................................................10 1.3. Значение уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников.........................................................................................15 Глава 2. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии.....................................................24 2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников..........................................................................................................24 2.2. Формирование опыта творческой деятельности и развития творческих способностей на уроках технологии................................................................32 2.3.Методические разработки по развитию творческих способностей младших школьников.........................................................................................35 Заключение.........................................................................................................43 Список использованных источников и литературы.......................................46
Читать дальше
Актуальность. Мы живем в эпоху новых технических открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, информационных систем и много другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду в соответствии своим потребностям. Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка. В стандарте начального образования задачи творческого развития учащихся обозначены во всех образовательных областях. Задачи их выражены общей формулировкой: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. В связи с этим ставится проблема создания условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. Как отмечено в образовательном стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебнопознавательной, практической, социальной». Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества.


Вам нужна контрольная на заказ срочно в Хабаровске ? С Work5 это не проблема.


Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский А.В. Дистервег, А.Н.Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности 4 личности в трудовой деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, Б.М. Теплова и др. Большинство исследователей отмечают, что, делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития младших школьников. В то же время практика показывает, что на уроках технологии наибольшее внимание уделяется изготовлению поделок и формированию отдельных трудовых операций, работы детей чаще повторяют образец учителя, материальное оснащение кабинетов не соответствует требованиям современности. Учителя не могут предоставить возможность творческой реализации задуманного из-за нехватки времени, отведенного на урок. Исходя из выявленных противоречий, актуальных социально-педагогических задач, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках технологии». Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл уроков технологии с использованием оригами, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников. Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей у младших школьников. Предмет исследования: цикл уроков технологии, включающих занятия оригами, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников. Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач: - проанализировать научно-методическую литературу и выявить сущность понятия «развитие творческих способностей»; - выявить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте; - определить условия развития творческих способностей у младших школьников средствами оригами и разработать цикл уроков технологии, направленных на их развитие; - подобрать диагностические методики и организовать опытно-поисковую работу, направленную на развитие творческих способностей у младших школьников; - обобщить результаты опытно-поисковой работы и сделать выводы о возможности использования занятий оригами, в развитии творческих способностей младших школьников. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный цикл уроков технологии с использованием оригами, может быть рекомендован для работы учителей начальной школы. Исследование проводилось на базе МАОУСОШ № 26 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 12 учащихся в возрасте 9-10 лет, обучающихся по программе Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, В.Г. Грецкого «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. На наш взгляд, одно из важнейших мест в ряду целей образования должно принадлежать подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся. Развитие этих способностей следует начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей, творческой деятельности и ее организации, мы пришли к выводу, что определение творчества, творческих способностей пытались дать такие ученые как Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов и другие. Наша точка зрения более соотносима с определением, данным в педагогике, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В качестве основ развития творческих способностей выступают задатки и деятельность. Задатки в свою очередь являются предпосылками развития способностей, в том числе и творческих. Способности, как индивидуально-типологические свойства личности, развиваются в деятельности и определяются успешность этой деятельности. Иными словами, можно сказать, что творческие способности приводят к успеху в творческом проявлении личности. Младший школьный возраст, является благоприятным в развитии творческих способностей как сохраняющий возможности нагляднообразного мышления и складывающегося мышления в понятиях. Творческие способности связаны с опытом переживания, восприятия художественных произведений, продуктов творчества других людей, с опытом собственной продуктивной деятельности, с особой впечатлительностью младшего школьника и его интеллектуальной активностью. Образовательный процесс в начальной школе позволяет обеспечить единство учебной и внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и индивидуального подхода. На основании изученной литературы по данной теме, в нашем исследовании мы выделяем, что декоративно-прикладное творчество и художественный труд обладает особыми возможностями развития творческих способностей. В младшем школьном возрасте целесообразно для развития творческих способностей использовать предмет «Технология». Предмет «Технология» связан с декоративно-прикладным искусством и творческой деятельностью ребенка. На этом предмете развивается мелкая моторика, складывается ручной интеллект. Дети, много свойств мира познают через кинестетические ощущения. У ребенка в этом возрасте критическое мышление находится в начальной стадии развития, и ребенок не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новаторским или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Младший школьник еще не способен оценить, все ли в его личностном мире отразилось в этом продукте. Он еще стремится к творчеству и его внутренний мир еще не требует оценки соотнесения с тем, что уже достигнуто человечеством. Ребенку достаточно простого одобрения и внимания со стороны взрослого. Поэтому предмет «Технология» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческих способностей у младших школьников. Рассмотрев сущность предмета технология, его роль в процессе обучения младших школьников, можно сделать вывод, что педагог на уроках «Технологии» побуждает ребенка к интеллектуальной активности тем, что материал доступен, а сама техника оригами опирается на комплекс уже имеющихся интеллектуальных способностей, но иных, нежели тех, которые требуются, к примеру, для сочинения стихов, написания картин. Доступность изложения материала на уроках, положительным образом сказывается на интеллектуальной активности детей. Большинство детей младшего школьного возраста обладают ручным интеллектом и с большим интересом стремятся познавать мир через ручной труд, тактильное восприятие новых видов материалов, форм, размеров и т.д. Таким образом, выбор работы в технике оригами на уроках «Технология» является ярким примером того, что бумагу можно осязать, сгибать, вырезать, рисовать на ней. Техника оригами обладает свойствами показать образ животного, цветка, строения и т.д. Также дает возможность ребенку воссоздать свое изделие, при этом познакомиться с предназначением, с историей того или иного предмета, который он создал. Техника оригами обладает возможностью пробудить интеллектуальную активность, т.е. творческие способность ребенка. В опытно-поисковой работе нами была проведена диагностика творческих способностей у младших школьников и их творческой деятельности, в которой они опредмечиваются, после чего была проведена формирующая работа на уроках технологии. Проведенная работа, позволила выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать цикл уроков, с использованием занятий оригами. Цикл уроков включал задачи развития творческих способностей, развития отдельных этапов деятельности и качеств личности, а также технических приемов.
Читать дальше
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 379 с. 2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 416 с. 3. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество/ А.В. Брушлинский.-М.: Эксмо, 2020. – 145 с. 4. Бугрименко, Е.А., Цукерман, Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Педагогика, 2005. — 94с. 5. Выготский, Л.С. Психология творчества: Учебник для высших учебных заведений / Л.С. Выготский.-М.: Инфра-М, 2017. – 487 с. 6. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017. – 80 с. 7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2018. – 512 с. 8. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О.В. Джежелей// Начальная школа — 2019. — № 1. С.33–38. 9. Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2020. – 187 с. 10. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2019. – 415 с. 11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2021. – 464 с. 12. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Школьное воспитание. — 2020. — № 6. — С.13–19. 13. Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов// Начальная школа — 2019.- № 1.- С. 21–26. 14. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 2018. -400с. 15. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. – М.: Линка – Пресс, 2017. – 176с. 16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 656 с. 17. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста / Т.В. Ахутина, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаев, Л.В. Яблокова. – М.: АНО «ПЭБ», 2018. – 64 с. 18. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа - 2017. - № 10.- С. 34-37. 19. Новолодская, Е. Г. Спектакли при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская// Уроки в начальной школе. — 2019. — Приложение. — С.29–33. 20. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2020. – 448 с. 21. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 400 с. 22. Родионов, В.А. Психофизическое развитие младших школьников / В.А. Родионов. – М.: Мир, 2020. – 320 с. 23. Русакова, Т.Г., Олекс, А.А. Диагностика творческого взаимодействия младших школьников в условиях коллективной художественно-творческой деятельности/ Т.Г. Русакова, А.А. Олекс //Современные проблемы науки и образования. – 2019.–№6. – С. 5-9. 24. Соловьева, О.М. Психология развития творчества / О.М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2019. – 748 с. 25. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. — Екатеринбург, 2020. — 110 с. 26. Утёмов, В.В.Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ/ В.В. Утемов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 3. – С. 2841–2845. 27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе / Асмолов А. Г. – М.: Просвещение. - 2019. – 159 с 28. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2020. — С. 90-92. 29. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения / О.Д. Шалимова// Начальная школа. — 2019. — № 8.– С. 4-10 30. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии / Н.В. Юдина// Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2019. — С. 117-119.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ОСНОВАНИЯ (ВИДЫ) НАСЛЕДОВАНИЯ. ОТКРЫТИЕ НАСЛЕДСТВА, ВРЕМЯ И МЕСТО
Количество страниц:
35
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Заимствованные слова
Количество страниц:
20
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Иностранная грамматика
курсовая работа
Дизайн (по отраслям)
Количество страниц:
18
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дизайн
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image