ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................................................................... 6
1.1. Психология понятия отношения................................................................... 6
1.2. Классификация понятия.................................................................................. 8
1.3. Психологическая характеристика.............................................................. 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ......................................................................................................... 13
2.1 Программа исследования............................................................................... 13
2.2. Анализ результатов исследования................................................................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 28
Читать дальше
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи: понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знание научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, отношения к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самообразованию, потребности в регулярных физических упражнениях и занятиях спортом; овладение системой практических навыков и умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и личностных качеств, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
Формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями предопределяется структурно-функциональным подходом к физическому воспитанию в единстве теоретического и практического компонентов, включая проблему параллельного формирования знаний и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, отходом от жёсткой регламентации занятий по физической культуре. Поэтому формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями является одновременно целью, средством, механизмом и фактором успешности обучения студентов в области физкультурного образования. В настоящее время без эффективного её решения невозможно избежать проблем, которые непосредственно сопровождают физическое воспитание в высшей школе, от которого в прямой зависимости находится качество обучения и уровень подготовленности будущего специалиста.
Основные результаты исследования:
Доказана необходимость введения уже в первом семестре обучения расширенного и углубленного объёма теоретических знаний и выработки практических умений и навыков по основам методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (дисциплина «Физическая культура») для студентов, имеющих высокий уровень физической подготовленности и низкую мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
Обоснована необходимость введения самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями адаптированные варианты и методические приёмы организации круговой тренировки – методы строго регламентированного упражнения непрерывной, интервальной и повторной работы с избирательным и общим воздействием на организм студентов в тренажёрном и гимнастическом залах, лёгкоатлетической и лыжной подготовке.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в дополнении теории физической культуры студентов новыми данными, связанными с разработкой и обоснованием организационно-методических условий, направленных на формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Практическая значимость работы состоит разработке учебных пособий «Самостоятельные формы занятий студентов физической культурой», «Учебно-методическое пособие по самоконтролю и учёту физических показателей студентов» и методических рекомендаций «Самостоятельные занятия студентов физической культурой», которые могут использоваться студентами высших учебных учреждений для повышения уровня их физкультурного образования и физической подготовленности.
Разработанный методический материал может быть использован в практической работе преподавателей, тренеров высших и средних учебных заведениях, преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, инструкторов спортивных клубов вузов.
Читать дальше
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 2016. – 256 с.
2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. – М.: Альфа-М, 2018. – 971 c.
3. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Юрайт, 2019. – 192 с.
4. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 132 с.
5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2018. – № 1. – с. 29-57.
6. Брайнет, Дж. Кретти Психология в современном спорте / Брайнет Дж. Кретти. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 224 c.
7. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. – М.: Юрайт, 2019. – 174 с.
8. Герасимов Н.П. Анализ физкультурно-спортивных интересов и мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов высшего учебного заведения // Евразийский Союз Ученых. 2019. – № 5 (62). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://euroasia-science.ru/pdf arxiv/21-23-gerasimov-n-p-analysis-of-physical-and-sports-interests-and-motivation-for-performance-in-physical-culture-and-sports-at-students-of-higher-educational-institution/ (дата обращения: 24.03.2022).
9. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. – Москва: URSS, Либроком, 2018. – 366 с.
10. Евсеев И.Ю. Физическая культура. – М.: Феникс, 2012. – 448 с.
11. Заливан Д.О., Савчук А.Н. Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vivliophica.com/articles/sport/529246 (дата обращения: 23.03.2022).
12. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений; Питер – Москва, 2013. – 576 c.
13. Ильин Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2018. – 352 c.
14. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
15. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c
16. Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2020. – 544 с.
17. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. – М.: КноРус, 2020. – 448 с.
18. Махник Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта // Законодательство и экономика. 2016. – N 11. – с. 54-60.
19. Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) // Вестник ОГУ, 2014. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-k-samostoyatelnym-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-na-primere-ozdorovitelnogo-bega/viewer (дата обращения: 24.03.2022).
20. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. – М.: СпецЛист, 2012. – 168 с.
21. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 c.
22. Основы физического воспитания. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php? SWord=%D0% B8% D1% B % D0% B0% D0% BC&stype=0 (дата обращения: 27.03.22).
23. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой // SochiJournalofEconomy. – 2013. №1. – с. 114–117.
24. Сафонов, В. К. Психология в спорте. Теория и практика/В.К. Сафонов. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. – 232 c.
25. Сизова Н. В., Семиглазова Е. П Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: материалы сборника научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 07 июля 2014 г.). Нижний Новгород: Издательство Инновационного центра образования и науки, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-nauki-v-oblasti-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik (дата обращения: 23.03.2022).
26. Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Феникс, 2020. – 221 с.
27. Тэнасе Э.П. Физическая культура и спорт. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eng.ru/drugoe/physical culture.html#_ftn8 (дата обращения: 29.03.22).
28. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 208 c.
29. Чалдини Р. Психология влияния. – 5-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, Прогресс книга, 2018. – 475 с.
30. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. – М.: Юрайт, 2019. – 114 с.
Читать дальше