Введение…………………………………………………………………………...3
Глава І Ознакомление с понятием одаренность и ее компонентами………….5
1.1 Одаренность в трудах отечественной и зарубежной психологии………....5
1.2 Компоненты одаренности………………………………………………......10
Вывод……………………………………………………………………………..14
Глава ІІ Методы выявления показателей творческой одаренности у подростков…………………………………………………………………….….15
2.1 Проблема определения творческой одаренности………………………….15
2.2 Методы выявления показателей творческой одаренности……………….16
Вывод…………………………………………………………………………….27
Глава ІІІ Эмпирическое исследование одаренности подростков………..…...29
Вывод……………………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложения……………………………………………………………………...38
Читать дальше
В данной работе определено следующее:
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Б.Кларк, С. Риз и др.), одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
К основным компонентам одарённости «как общей психологической предпосылки творческого развития и становления творческой личности» А.М. Матюшкин относит:
1. Доминирующую роль познавательной мотивации.
2.Исследовательскую творческую активность, выражающуюся «в обнаружении нового, в постановке и решении проблем».
3. Возможность достижения оригинальных решений.
4. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
5. Возможность прогнозирования и предвосхищения.
Методами выявления компонентов творческой одаренности подростков являются следующие методики: Тест креативности Вильямса, Опросник креативности Рензулли, тесты Гилфорда, Торренса, тест речемыслительной креативности (PMK или RAT, Медника).
В исследовании показали как по тесту креативности Вильямса можно определить уровень творческой одаренности подростков.
Читать дальше
1. Бабаева Ю.Д. Современные исследования одаренности. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 2008. № 2.
2. Берсенева Н.В. Динамика развития
творческого мышления в онтогенезе / Н.В. Берсенева //
Культурно-историческая психология. – 2010. - № 3. С. 60-66. - 784 с.
3. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине – Москва: Мир, 1999.
4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности . - М.: Педагогика, 2007. - 257 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
6. Бурменская, Г.В. Одаренные дети Г.В. Бурменской. - М.: Прогресс, 2001. - 376 с.
7. Гальтон Ф. Наследственность таланта, законы и последствия. М.: Мысль, 1996.
8. Гилфорд Дж Структурная модель интеллекта. Психология мышления.
9. Грунзберг С. О. Психология творчества. – Минск, 1923. – 130с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.
11. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии, 1922.
12. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли: Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.- М.: МПСУ, 2008.
14. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 1960. - № 1.
15. Матюшкин А.М. Матюшкина А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Изд. Омега- Л., 2008.
16. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.
17. Рубинштейн С. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2019. 542 с.
18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Мск.Ун-та, 1982. 136 с.
19. Теплов М. Б. Избранные труды в 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971.
20. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
21. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002
22. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест Е. Торренса. Методическое руководство. СПб, 1998.
23. Фролов С.С. Проблемы определения развития творческой одаренности.
24. Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М.: Молодая гвардия, 2003. 95 с.
25. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. М.: Изд-во «Водолей», 1997.128 с.
26. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзия или реальность. М.: просвещение, 2000. 136 с.
27. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практика. С.17-18.
28. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. — М.: Академия, 1996 — 416 с.
29. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991
30. П. М. Якобсон Психология чувств и мотиваций. Москва: Институт практической психологии, 1998г.
Читать дальше