Подводя итоги исследования приходим к следующим выводам:
1. Определено, что социальная сфера в целом, как и вопросы административно-правового регулирования деятельности субъектов реализации социальной политики можно отнести к тем объектам, которые в силу своей сложности подлежат исследованию с использованием большого количества методов и приемов. Учитывая на это, для всестороннего рассмотрения вопроса административно-правового регулирование деятельности субъектов формирования и реализации социальной политики использована соответствующая система, что позволило раскрыть предмет исследования.
2. Указано, что предмет исследование наполняется несколько новым содержанием с использованием взаимосвязанных общенаучных и специальных методов, дополняющих друг друга. Особую роль для исследования административно-правового регулирование деятельности субъектов формирования и реализации социальной политики отведен синергетическому методу, как углубляющему анализ тех закономерностей, проявляющихся в рамках системного подхода
3. Акцентировано, что социальная политика государства является одним из основополагающих инструментов реализации социальных прав и свобод человека Степень ее реализации отражает уровень социальной «защищенности» населения методом улучшения уровня жизни в государстве. Установлено, что система реализации социальных прав и свобод включает в себя четыре элемента: социальную политику государства; нормативно-правовые акты, ее закрепляющие и отражающие; механизмы и способы реализации; граждан как основных потребителей.
4. Создание социального государства является предпосылкой и гарантией реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, а также определить признаки социального государства. Основными из них, отражающими сущность социального государства, является наличие: а) правового регулирования социальной сферы, которое основывается на нравственных общечеловеческих принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности и направлено на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития каждого человека; б) законодательной основы для самостоятельного обеспечения работоспособной человеком достойной жизни для себя и своей семьи; государственных механизмов относительно поддержки нетрудоспособных лиц и лиц, которые по объективным причинам могут обеспечить себя самостоятельно на уровне прожиточного минимума; в) государственных гарантий на достойный человека прожиточный минимум, социальное обеспечение, общее улучшение благосостояния и другие социально-экономические права граждан; реально действующий прозрачный и понятный механизм реализации социальной защиты; всестороннее обеспечение правовых и экономических гарантий реализации социальных прав человека; г) мер и их реальное принятие с целью минимизации социально-экономического разграничения между членами общества, укрепления я социальной согласия в обществе.
5. Исследование социальной политики в условиях становления социального государства позволяет заключить, что существует очевидная взаимосвязь между типами политического режима, экономикой и проводимой в государстве социальной политикой. Так, современные преддемократические режимы, как правило, ориентируются на сочетание в различной степени концепции государства «всеобщего благоденствия» и государственной политикой «ночного сторожа». Иначе говоря, пределы вмешательства государства в социальную сферу варьируют от крайнего минимума (что в связи с доминированием идеи «социального государства» встречается крайне редко) до разумной «золотой середины», когда государственная политика ориентируется на сочетание интересов социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и устойчивого развития.
6. Применительно к нашему исследованию, социальная политика – это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов сфере жизнедеятельности человека. Социальная политика зависит не только от состояния экономики и возможностей государства, но нередко и от политической конъюнктуры. Она является регулятивной сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов, соперничества сил. Государство, общество и отдельный гражданин выступают в социальной политике не только как ее восприемники, объекты ее влияния, но и как активные субъекты деятельности.
7. В настоящее время, в период становления рыночной экономики, в России требуется повышенное внимание к проблемам социального характера. Однако успешное развитие экономики невозможно без всесторонней ее гуманизации. Это абсолютный императив современного социально-политического развития, не считаясь с которым не одна страна не сможет выйти на современный уровень цивилизационного развития. Эффективная социальная политика предполагает учет интересов ее субъектов – органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей, общественных объединений, различных социальных групп. Однако эти интересы зачастую бывают разнонаправленными. Так, предпринимательство в самом общем виде стремиться к концентрации благ в руках наиболее успешных экономических субъектов, игнорируя издержки и потери в сферах, не вовлеченных в рыночный оборот. На современном этапе российских реформ несколько возрастает роль политических в разработке и осуществлении социальной политики, а также предлагаемых Правительством России федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу.
8. Социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность политических и общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях – от конфронтации до взаимообусловленности и взаимоподдержки. Поэтому конечный результат государственной социальной политики достигается деятельностью не только государства и его институтов, но и иными субъектами, осуществляющими собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной. В то же время, исходя из деятельностного подхода, возникает сомнение в возможности множественного субъекта единой деятельности. Будучи системным эффектом деятельности различных субъектов социальной политики, конечный социальный результат может являться итогом сложения усилий отдельных субъектов, функцией системы, заданной, общей для разных субъектов, целью деятельности иных систем, но не может быть продуктом единой социальной политики различных субъектов. Иначе исчезает теологический принцип выделения субъекта.
9. Функции социальной политики по своей смысловой нагрузке близки к понятиям цели, задачи и иногда отождествляются учеными с ними. Однако, применительно к данному исследованию, особый интерес представляет идея соотнесения функционального содержания социальной политике качеству самой социальной политики, ее соответствию нормам социального государства. По этому критерию функции социальной политики можно разделить на три группы – защитительные, активные и конструктивные.
10. Исследование моделей социальной политики позволило заключить, что их главным категориальным отличием является степень включенности государства и масштабы его деятельности в социальной сфере. В результате такого обобщения можно выделить две глобальные модели – активную и пассивную. В основе каждой из моделей социальной политики государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов -государства, корпорации и личности. Модель социальной политики определяет господствующая система властных отношений, а также уровень и масштабы социальных гарантий, предоставляемых государством.
11. Проанализировав различные подходы к изучению моделей социальной политики, выделяем два полюса моделей социальной политики: социальное государство (ориентирующиеся на развитие общества в целом) и субсидиарное государство (ориентирующееся на помощь только отдельным категориям граждан). Принципиальный подход к целям социальной политики обуславливает и механизм их достижения в рамках активной модели социальной политики, основанной на предупреждении негативных для общества явлений и пассивной, носящей компенсаторный характер. Указанные модели сформировались в результате социально-экономического развития различных государств и учитывают экономические, политические, исторические и прочие особенности стран, в которых они функционируют.
12. В работе доказана зависимость выбора конкретной модели осуществления социальной политики от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Например, положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя.