ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ ………………………………………………………..4
1.1. Химический язык как средство познания 4
1.2. Место и функции химического языка в системе средств обучения 7
1.3. Методические основы формирования химического языка в развивающем обучении химии 8
1.4. Умения — компонент развивающего обучения 9
1.5. Требования к объему знаний и умений о химическом языке в школьном курсе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» 19
2.1. Этапы формирования системы понятий об атомах 19
2.2. Система понятий о металлах и неметаллах 24
2.3. Требования стандарта к изучению темы «Атомы химических элементов»
27
2.4. Разработка плана урока по теме «Атомы химических элементов» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Читать дальше
Язык химической науки важен при изучении предмета химия в школе. Он позволяет не только свободно понимать научные тексты, но участвует в формировании целостной картины мира учеников, позволяет развивать межпредметные умения и развивает в целом школьников.
В процессе преподавания химии стоит уделять особое внимание формированию понимания терминов обозначающих объекты и явления, окружающие учеников, способствуя более глубокому погружению в химического языка. Как языково-логический химический язык представляет из себя систему дополнительных символов, так же обозначающих исследуемые объекты и их взаимодействие. Таким образом нельзя не отметить на широту применяемых когнитивных умений, которые требуется развить школьникам в процессе изучения химической науки и химического языка в целом.
В данной работе били сформулированы задачи исследования:
1) проанализировать педагогическую, химическую и методическую литературу и теоретически раскрыть основные понятия и идеи исследования;
2) разработать и теоретически обосновать методику формирования умений пользоваться химическим языком в 8 классе.
В результате анализа литературы был отмечен не высокий интерес к теме «химический язык», хотя он является важным ключом к формированию общеучебных умений, таких как сравнение, анализ, обобщение и другие.
Так же в работе приведена разработка урока по теме «Атомы химических элементов», основанный на развитии интеллектуальных умений посредством знакомства с новыми элементами химического языка.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении эффективности учебного процесса при помощи развития творчества, самостоятельности, активной мыслительной деятельности, повышает интерес к предмету.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
3. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена Решением Коллегии министерства Просвещения Российской Федерации протокол от 03.12.2019 № ПК-4вн / Банк документов министерства Просвещения Российской Федерации.
4. Абдубакова, Л. В. Интеллектуальное развитие школьников / Л. В. Абдубакова, С. А. Абиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 578-580.
5. Валуева, Т.Н. Теория и методика обучения химии: методическое пособие: в 3 частях / Т.Н. Валуева, И.М. Ахромушкина. М.: ДиректМедиа. 2017. Ч. 1. 75 с.
6. Габриелян О.С. Химия: 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян Г.Г. Лысова. – 8-е изд., переработанное – М.: Дрофа, 2019. – 384 с.
7. Гринвуд Н. Химия элементов : в 2 т. Т. 1 / Н. Гринвуд, А. Эрншо ; пер. с англ. – 5-е изд., испр. – М. : Лаборатория знаний, 2021. –664 с.
8. Гринвуд Н. Химия элементов : в 2 т. Т. 2 / Н. Гринвуд, А. Эрншо ; пер. с англ. – 5-е изд., испр. – М. : Лаборатория знаний, 2021. – 664 с.
9. Дега Н.С. Опыт проведения практико-ориентированного проектного курса "Экохимия" / Н.С. Дега, Ф.Х. Лайпанова, Н.А. Оразова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 103-106.
10. Ибрагимова Т.В. Эволюция методики преподавания химии в российском образовании // Современное педагогическое образование. – 2022. - № 2 – с.62-65.
11. Каверина А. А. Школьная химия и ее творцы (вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 1 (47). С. 102–117.
12. Каримов М.Ф. Изучение школьниками орфографии химического языка// Инновационная наука. - 2018. - № 5-2/2018. - с. 92-93.
13. Кузьменко Н. Е. Начала химии: для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 16-е изд., доп. и перераб. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 707 с.
14. Копылова, Н. Г. Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 696-699.
15. Макарова Н.А. Химическая символика как средство организации творческой деятельности обучающихся // Инновационная наука. - 2016. - № 11-2/2016. - с. 184-185.
16. Никитина Е.И., Рогова Е.В. Использование современных информационных технологий для дистанционного обучения химии// Педагогические науки — 2021 - № 1-1 (52). - С. 148-151.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Скворцов Л. И. – М.:АСТ, 2014. – 736 с.
18. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов / М. С. Пак. 4-е изд., стер. СПб: Лань. 2021. 368 с.
19. Пак М.С. Непрерывное химическое образование: необходимость обновления и возможности//Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы: Сб. /Под общей ред акад. В.В.Лунина и проф. Н.Е.Кузьменко. – М.: Изд-во МГУ, 2012.- С.190-209
20. Полупаненко Е.Г. Школьный химический эксперимент : учебное пособие / Е.Г. Полупаненко; ГОУ ВПО ЛНР Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко. – Луганск : Книта, 2018. – 176 с.
21. Пузаков С. А. Химия. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций: углубл. Уровень/ С.А. Пузаков, Н.В. Машнина, В.А. Попков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 320 с.
22. Савина Л. А. Занимательная химия. – М.: Аванта, 2017. – 224 с.
23. Савинкина Е. В. Химия. Сборник экзаменационных заданий с решениями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену. - Е. В. Савинкина — М.: АСТ — 2020. - с. 398.
24. Телешов С.В., Аршанский Е.Я., Мирюгина Т.А. Как зарождалась методика обучения химии: обращение к истокам // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 50–56.
25. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк.; 2002. – 743 с.: ил.
Читать дальше