В ходе исследования были решены поставленные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы нам удалось охарактеризовать процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Мы описали «универсальные учебные действия» в качестве совокупности способов разнообразных действий, которые способствуют активному саморазвитию школьника и помогают ему самостоятельно овладеть новыми знаниями, освоить социальный опыт и обрести социальную идентичность. Выяснили, что главными результатами образования являются не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме таких авторов как А. Г. Асмолов, А. Ф. Ануфриев, В. В. Давыдов, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина, О. А. Яшнов. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман.
2. Выявили уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Формирование коммуникативных УУД происходит более интенсивно в случае, когда учебное сотрудничество организуется специально. Также немаловажно давать учащимся время на обдумывание ответов, не вносить своих исправлений и своего мнения, задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников, поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Были выделены и охарактеризованы приемы формирования коммуникативных УУД на уроке, к которым можно отнести следующие: применение игровых технологий, организация групповой работы.
Игровые технологии трансформируют изучаемый материал в более доступную для учащихся форму, не зависимо от темы предмета, также содержат элементы соревновательности, что дает возможность сформировать необходимые личностные качества, такие как: сдержанность, уважительное отношение к товарищам, способность формировать правильный ход мыслей и грамотно формулировать их. Можно выделить именно дидактическую игру, так как она учит детей сотрудничать и совместными усилиями добиваться определенного результата.
Наиболее распространенным средством формирования коммуникативных УУД, как удалось выяснить, является групповая работа, в процессе которой активно развиваются коммуникативные умения.
Нами были выделены три основных вида групповой работы: работа в парах, единая групповая и дифференцированная групповая. Для каждого вида были подчеркнуты характерные особенности.
3. Составить и апробировать программу исследования, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. На основании теоретического исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий нами была разработана Программа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках, включающая в себя 19 мероприятий.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 31 в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Мы рассмотрели такие диагностические методы, которые позволяют диагностировать уровень сформированности оцениваемых универсальных коммуникативных учебных действий. Выделили коммуникацию как взаимодействие, кооперацию, условие интериоризации и на контрольнойм, констатирующем этапах применяли диагностические методики: «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) «Дорога к дому» (модифицированный вариант).
Описали диагностические задачи, указывая: коммуникативную оценку УУД, возраст, описание диагностического задания, инструкцию, материал, необходимый для выполнения задания, критерии оценки, показатели эффективности. Критерии оценки помогают нам узнать «слабые места» в сформированности коммуникативных УУД у ребенка, выявить недочеты и работать над ними в дальнейшем.
Формирующий этап способствовал формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
По программе эмпирического исследования были проведены игры, направленные на формирования коммуникативных универсальных учебных действий: «Математический поединок», «Фантазеры», «Снежная королева», «Диалоги», «Найди своих», «Восстановление слова», «Путаница», «Церемония приветствия», «Скажи по-другому», «Говори наоборот», «Вежливо-невежливо», «Сочини рассказ».
Были проведены групповые работы:
- работа парами по темам: «Транспорт», «Твердые тела. Жидкости, газы, вещества», «Воздух на земле», «Проверка вычитания»
- работа в группах по темам: «Вычитание суммы из числа», «Решение примеров»
4. Интерпретировать результаты исследования, составить рекомендации педагогам начальной школы по результатам проведенного исследования. Изучив результаты, полученные на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что предложенные нами приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников являются эффективными для их развития, при комплексном применении могут способствовать появлению у ребенка высокого уровня сформированности коммуникации.
В настоящее время существует много методик и игр для учебного процесса, которые помогают детям начальной школы быстрее найти свое место в учебном процессе, адаптироваться в новых для них условиях, не дают сделать обучение рутинным малоинтересным процессом. Педагог начальной школы должен творчески подходить к формированию урока.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.