Введение……………………………………………………….………………..3
1. Государство и старообрядцы в XVIII веке
1.1. Правовое положение староверов……………………………………......5
1.2. Социально-экономическое развитие старообрядческих общин……...7
2. Тенденции развития старообрядчества в XVIII веке
2.1. Единоверческое движение……………………………………………...19
2.2. Образование новых течений в старообрядчестве………………........23
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………35
Читать дальше
Рассмотрев нестабильное положение старообрядцев в России XVIII века, различные способы борьбы с ними со стороны государства и церкви, мы видим, что никакой свободы религий не существовало, религиозные меньшинства подвергались жестоким преследованиям. Тем не менее власть стремилась найти компромисс, и во время правления Екатерины II старообрядцы всё же получили некоторые права, за которые боролись.
Первоначально старообрядцы были поставлены вне закона. Это вынудило их скрываться и уходить в удаленные районы страны. Петр I позволил раскольникам сохранить свой культ с некоторыми ограничениями. В первую очередь эти ограничения касались трудовой деятельности старообрядцев. Им не позволялось поступать на государственную службу. При Екатерине II, которая руководствовалась просветительскими идеями в своем правлении, уравняла старообрядцев в правах с другими представителями сословий, к которым они относились.
Энергичные и хорошо образованные раскольники находили свое место в предпринимательской деятельности. Большую роль они сыграли в освоении Сибири и Дальнего Востока. Многие известные русские промышленники были выходцами из старообрядческой среды. У раскольников сформировалась собственная предпринимательская этика, благодаря которой они заслужили большое уважение в российской деловой среде. Кроме того, нравственные установки раскольников облегчили для них первоначальное накопление капитала. В дальнейшем использование доходов позволялось лишь при условии, что часть из них старообрядец отдаст на благотворительности и на содержание общины.
Староверы внесли свой вклад в хозяйственное освоение обширных малонаселенных территорий и в экономическое развитие страны. Разделение двух основных направлений староверов на множество обособленных верований способствовало заселению многих ранее пустовавших территорий.
Основной задачей единоверческого движения было возвращение раскольников в лоно православной церкви. Это стало возможным благодаря тем уступкам, на которые пошла официальная церковь. Старообрядцы в рамках единоверческого движения смогли сохранить ту обрядность, приверженцами которой они являлись, при этом находясь под покровительством православной церкви.
В старообрядческом движении неизбежно возникали новые течения. В первую очередь это было вызвано разрозненностью раскольнических общин, вследствие чего было невозможно сохранить единый культ. Второй причиной стал активный религиозный диспут, который существовал внутри общин. Так разногласия относительно необходимости вступать в брак послужили одной из причин раскола внутри старообрядческого движения. Еще одной причиной было полное отрицание наиболее радикальными раскольниками необходимости в церковной иерархии. Так появились поповцы и беспоповцы. В дальнейшем за долгую историю этого движения из него выделялось огромное количество небольших движений.
Читать дальше
Источники
1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб.: Тип II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1842. Т. 5.
2. Кауркин Р.В., Морохин А.В., Титков Е.П., Савенкова С.Р. Русское старообрядчество: светское и церковное законодательство XVII-XVIII веков. Сборник законодательных актов. – СПб.: Алетейя, 2012.
3. Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 1-4.
4. Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые редакцией «Братского слова». – М.: Тип. Т.Рис, Т. 1-9.
Литература
1. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1900.
2. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. – М.: Институт ДИ-ДИК; Квадрига, 2009.
3. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. – М.: Уникум-Центр, 1999.
4. Каменева Е.А. Петербургские старообрядцы в XVIII – первой половине XIX века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.
5. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Издательство политической литературы, 1983.
6. Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года. – М.: Древлехранилище, 2013.
7. Ряжев А.С. «Просвещенный абсолютизм и старообрядцы: вторая половина XVIII – начало XIX в. – Тольятти: Тольяттинский гос. Университет, 2006.
8. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литературы. – М.: Языки славянских культур, 2002.
Читать дальше