ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 5
1.1 Определение и классификация нарушений слуха 5
1.2 Характеристика детей с нарушениями слуха 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 14
2.1 СПЕЦИФИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ слуха 14
2.2 Методы и методики выявления детей с нарушениями слуха 18
2.3 Экспериментальное исследование по выявлению психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Читать дальше
В завершении курсовой работы следует сделать некоторые выводы. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.
Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи и составных частей язык. Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Из всего выше сказанного можно предположить, что психологическая коррекция у детей с нарушением слуха должна быть направлена на восстановление речи и способах адаптации к окружающему миру.
Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.
На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений.
Таким образом, в результате исследований отечественных психологов и педагогов показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины их вызывающие.
Читать дальше
1. Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом /Дефектология, 2019. – 224 c.
2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учебное пособие / М., 2020. – 314 c.
3. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухотыу детей / М.: Владос, 2021. – 271с.
4. Боскин Р.М. Глухие и слабослышащие дети / М., 2019. – 400 c.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / М., 2018. – 298 c.
6. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г.Л. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - 2-е изд. - М,: Издательство «Экзамен», 2019. – 234 c.
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2021 – 304 с.
8. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология / Л.: Медицина, 2020. – 231 c.
9. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / С-Пб., 2019. – 453 c.
10. Левин А. Л., Жилинский Ю.П. Звукоусиливающее устройство для людей с дефектами слуха / M., 2020. – 233 c.
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / М., Просвещение, 2021. – 241 c.
12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать / М., 2021. – 554 c.
13. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью / Л., 2020. – 278 c.
14. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом (под ред. В.И. Селиверстова) / – М.: ВЛАДОС, 2021. – 241 c.
15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2021. – 290 c.
16. Основы специального обучения слабослышащих детей / под ред. Р.М. Боскис. – М., 2018. - 311 с.;
17. Пашков А.В. Частотно-специфическая оценка функции слуха по данным регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон / Российская оториноларингология (медицинский научно-практический журнал), 2021. – 213 c.
18. Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. Учебное пособие / М., 2021. – 229 c.
19. Современные подходы к комплексной реабилитации детей с нарушенным слухом (сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием) / СГПУ ИКП. – С., 2019. – 256 c.
20. Сурдопедагогика: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.В. Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: издательский центр «Академия», 2018. – 576 с.
Читать дальше