Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1 Сущность и содержание инклюзивного образования в России……………………………………………………………………………5
1.1 Понятие инклюзивного образования, зарубежный опыт, проблемы реализации………………………………………………………………………5
1.2 Педагогические технологии…………………………………………8
Глава 2. Методические рекомендации к организации инклюзивного образования……………………………………………………..……………...12
2.1 Рекомендации по обеспечению процесса инклюзивного образования…………………………………………………………………….12
2.2 Подбор персонала и должностные требования…………………...15
Глава 3. Нормативные и правовые акты………………………………19
3.1 Общие нормативно-правовые акты………………………………..19
3.2 Локальные нормативно-правовые акты…………………………...28
Заключение……………………………………………………………...30
Использованная литература…………………………………...……….32
Читать дальше
Несмотря на тот факт, что лица с ОВЗ и инвалидностью давно имеют статус полноправных членов общества и могут участвовать в его жизни наравне со здоровыми согражданами, имея такие же права на образование, медицинское обслуживание и т.д. (см. п.3.2) , инклюзивное образование в нашей стране долгое время оставалось непонятным явлением: не было специально обученных педагогов для работы с детьми с ОВЗ, не было специальной безбарьерной (безопасной) среды для всех категорий лиц с ОВЗ (см. п. 1.2) и инвалидностью. Т.к. эта область педагогического знания и практики достаточно новая, то в большинстве случаев нужно опираться на более обширный и подробный опыт западных коллег и в первую очередь США, где впервые появилась мысль о необходимости создания отрасли коррекционной педагогики – совместного обучения и развития детей с ОВЗ и нормотипичных детей. Инклюзивное образование отвечает требованиям современной российской образовательной системы и базируется на прописанных в Конституции и Федеральном Законе (см. Глава 3).
В нашей работе мы затронули тему принципов организации и формирования инклюзивных классов (групп) согласно классификации форм дизонтогенеза, встречающихся у воспитанников, их возможностям и способностям. Рассмотрели принципы и формы организации инклюзивного обучения согласно нормативно-правовым документам федерального и локального значения. Многие принципы специальной педагогики совпадают с таковыми в общей педагогике, поэтому педагогические технологии, описанные в п.1.2 могут быть применены и в условиях нормотипичного класса. Отдельно раскрыли и описали понятия «индивидуальная программа» и «безопасная среда» в контексте требований ФГОС, а также педагогические принципы, на которые ориентируется адаптированная учебная программа.
Наконец, Глава 2 посвящена организации инклюзивного образования внутри ОУ, требованиям к документации и квалификации сотрудников, особенно педагогического персонала. Последний занимается не просто обучением детей, чьи образовательные маршруты и психолого-педагогические заключения уже составлены специалистами ПМПК, но также изучает своих воспитанников, чтобы лучше понимать, какие педагогические технологии использовать на уроках, какие трудности в усвоении материала могут встретиться этим детям, как организовать работу инклюзивного класса.
Глава 3 представлена сборником законов федерального и локального значения. Эти законы касаются всех сторон взаимодействия с детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ, их обучения и воспитания, содержания коррекционно-педагогического процесса, взаимодействия с содружественными организациями на предмет дополнительного образования и лечебно-профилактических мероприятий, состояния образовательной среды и межпредметных навыков.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/docs/Federalnyi_zakon_ot_29_12_2012_N_273-FZ__red__ot_30_04_2021.pdf (дата обращения по ссылке 21.03.2022)
2. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие / Е.С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с.3
3. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авторы-сост. :Л. М. Беткер, М.И. Еременко, Н.В. Лопаткина – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2016.– 90 с.
4. Самарцева Е.Г. Группа кратковременного пребывания как форма организации инклюзивного дошкольного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2017. С. 193–201.
5. Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие / Е. В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Т.Ю. Хотылева. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013. 36 с. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.edu54. ru/sites/ default/files/upload/2015/03/OPT_ broshiura.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
6. Инклюзивное образование: зарубежный опыт. / Курмышева Л.К. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-zarubezhnyy-opyt (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
7. Международный и отечественный опыт инклюзивного образования: конспект / Михайличенко И.А. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/10/03/konspekt-po-teme-mezhdunarodnyy-i (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
8. Педагогические технологии инклюзивного образования./ Самарцева Е.Г., Руденская О.Н. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
9. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов / МБДОУ "Детский сад 4 "Родничок" URL: https://rodnichok4.tvoysadik.ru/?section_id=502 (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
10. Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ. URL: https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-specialisti-obespechivayuschie-uchebniy-process-detey-s-ovz-1307688.html (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
11. Должностная инструкция методиста-координатора по инклюзивному образованию. URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-metodista-koordinatora-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu (дата обращения по ссылке 20.03.2022)
12. Названия действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России. /Анисимова О.Н. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/01/16/nazvaniya-deystvuyushchih-normativno-pravovyh-aktov ( дата обращения по ссылке 20.03.2022)
13. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 46 с.
14. Должностная инструкция учителя, работающего с детьми-инвалидами, с детьми ОВЗ. / Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» URL: https://s4gub.yanao.ru/documents/active/123926/ (дата обращения по ссылке 22.03.2022)
15. Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ. URL: https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-specialisti-obespechivayuschie-uchebniy-process-detey-s-ovz-1307688.html (дата обращения по ссылке 25.03.2022).
16. Статья для воспитателей «Основные функциональные обязанности специалистов в специальном (коррекционном) ДОУ». URL: https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-osnovnie-funkcionalnie-obyazannosti-specialistov-v-specialnom-korrekcionnom-dou-2751697.html (дата обращения по ссылке 27.03.2022)
Читать дальше