Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общая характеристика участников административного процесса..4
1.1. Общие положения об административном процессе в РФ……………….4
1.2. Понятие участников административного процесса……………………...7
1.3. Основания деления участников на группы ……………………………..13
Глава 2. Индивидуальные и коллективные участники………………………..15
2.1. Индивидуальные участники……………………………………………….15
2.2. Коллективные участники…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………34
Читать дальше
По итогам исследования подведем итоги. Нами были рассмотрены отношения связанные с административным производством. Под административным процессом может пониматься вся совокупность административных процедур, предусмотренных законом, однако, в наше поле зрения попали только отношения, связанные непосредственно с отправлением правосудия.
Участники административного процесса прописаны напрямую в КАС РФ, который был принят в 2015 году. До этого административный процесс не был так четко выделен и находился в структуре ГПК РФ.
Административное право и административный процесс очень плотно связаны и их разделение и слова о том, что это две отдельные правовые отрасли достаточно опрометчивы. В теории высказываются мысли о невозможности существования одного без другого, потому что административное право является основой формирования административного процесса и именно их совокупность дает четкое регулирование административной отрасли законодательства.
Подводя итог этой работы, хотелось бы заметить, что участником административного процесса может быть только субъект права, то есть — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. В любом случае участники правоотношений в административном процессе это главные участники, главные действующие лица, чьи права, свободы, интересы и обязанности затрагиваются и перетекают в разрешение в судебном порядке. Их права и обязанности становятся предметом рассмотрения в суде и суд призван защитить неправомерно нарушенные права.
Участники четко урегулированы в статье 37 КАС РФ. Полнота их прав и обязанностей, которые провозглашены Конституцией и федеральным законодательством дают возможность по сути лицу поучаствовать в административном процессе в разных ролях и разной содержательной наполненности делах.
Исходя из природы правоотношений, можно выделить две большие категории субъектов административного процесса, а именно – индивиды (или физические лица) и организации. К физическим лицам, как к участникам правоотношений относятся граждане данного государства, а так же находящиеся на его территории иностранцы и лица без гражданства. Предметом регулирования административного процессуального права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного процесса, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.
Главное разделение участников административного процесса – деление на индивидуальных и коллективных участников. Индивидуальные участники защищают свои права и интересы в ходе административного процесса, интереснее дело обстоит с коллективными участниками. Они выступают в процессе как единое целое. Коллективные участники отстаивают в административных и административно-процессуальных отношениях коллективные права и интересы. К коллективным относятся органы власти разного уровня, общественные, коммерческие, некоммерческие, государственные учреждения и предприятия. Органы власти являются превалирующим звеном среди участников, так как административное право прежде всего направлено на урегулирование отношений властного характера с участием органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.
Читать дальше
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // "Российская газета" от 11 марта 2015 г. N 49.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета" от 6 января 1997 г. N 3.
5. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // "Российская газета" от 29 июня 1999 г. N 120.
6. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Российская газета" от 11 февраля 2011 г. N 29.
7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
8. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Российская газета" от 7 марта 2007 г. N 47.
9. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // "Российская газета" от 16 мая 2000 г., N 92-93.
II. Основная и специальная литература
10. Амелин Р.В., Колоколов А.В., Колоколова М.Д., Липатов Э.Г., Свечникова И.В., Чаннов С.Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая: комментарий к главам 1-14 КоАП РФ (под общ. ред. Л.В. Чистяковой). - М.: ИД "ГроссМедиа": РОСБУХ, 2019. - 2672 с.
11. Бажукова Ю.В., Ломакин К.Д. Эксперт как участник административного процесса // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1 (30). С. 56-57.
12. Баринов С.В., Свешникова Л.Н. Понятие, правовая природа и специфика правового статуса участников административного процесса // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 3-1. С. 224-230.
13. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 3-е изд. – М., 2017. – 720 с.
14. Беспалов Ю.Ф. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий (учебное пособие; второе издание, перераб. и доп.). - М.: "Проспект", 2020. - 712 с.
15. Гришковец А.А. Размышления об административном процессе в современной России // Журнал "Сибирское юридическое обозрение", N 3, июль-сентябрь 2021 г., с. 277-291.
16. Кобзарь-Фролова М.Н. Категории "процесс" и "процедуры" в трудах классиков российского административного права: понятие, актуальность и современность модели // Журнал "Сибирское юридическое обозрение", N 3, июль-сентябрь 2021 г., с. 252-260.
17. Хархун Д.С. Прокурор как участник административного процесса // Сборник Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России. Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей: сборник научных статей. 2018. С. 244-248.
18. В.В. Ярков Принципы административного судопроизводства: общее и особенное // Журнал "Закон", N 7, июль 2017 г., с. 52-60.
19. В.Б. Ястребова, В.В. Ястребов Системный принцип в судопроизводстве: сущность и роль прокурора в его реализации // Журнал "Законодательство", N 11, ноябрь 2018 г., с. 45-53.
Читать дальше