Введение 3
Глава 1. Понятие здорового питания 5
1.1. Сущность питания и его влияние на организм 5
1.2. История школьного питания в России и за рубежом 9
Глава 2. Особенности рационального питания для школьников 13
2.1. Пищевая и биологическая ценность питания школьников 13
2.2. Содержание микроэлементов в рационе питания школьников 15
2.3. Рекомендации по составлению рациона питания школьников 19
Заключение 25
Список литературы 27
Читать дальше
Для функционирования человеческого организма необходимы питательные вещества, которые поступают в организм с пищей. Здоровье человека в большей степени зависит от качества и количества принимаемой еды.
Детский и подростковый периоды жизни человека характеризуются интенсивными процессами роста, усиленной деятельностью нервной, сердечно-сосудистой систем, сложной гормональной перестройкой организма.
В последнее время наблюдается увеличение потока информации, что ведет к усложнению школьных образовательных программ, а в сочетании с дополнительными физическими нагрузками вызывает умственное и физическое перенапряжение. Для восполнения энергетических потерь необходимо ответственно подойти к составлению рациона питания современного школьника.
Бурный рост организма и интенсивная жизнедеятельность школьников требует больших энергетических затрат, восполнение которых только за счет продуктов с высоким содержанием жиров и углеводов может привести в будущем к ожирению, кариесу, возникновению гиповитаминоза, дефицита микроэлементов. В связи с этим медицинский и педагогический состав школы должен вести активную пропаганду здорового образа жизни и правильного питания среди школьников и их родителей.
Неблагоприятная экологическая обстановка, нарушения принципов рационального питания неизбежно привели к увеличению заболеваемости среди школьников. В структуре заболеваемости на первое место выходит хроническая патология желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, почек, нервной и сердечно-сосудистой систем. Чаще диагностируются такие болезни, как сколиоз, близорукость.
Ухудшение здоровья и обострения уже имеющихся хронических заболеваний будут наблюдаться у школьников, если вовремя грамотно не составить рацион питания с достаточным количеством макро- и микроэлементов, белков, жиров, углеводов и режим дня с распределенной физической нагрузкой.
Доказано, что достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности.
Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность. Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме этого, регулярное питание, соблюдение режима питания - это, прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, при организации школьного питания лучше ориентироваться на принципы здорового питания.
Читать дальше
1. Давыдович А.Р. Школьное питание: уроки истории // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №3 (8). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnoe-pitanie-uroki-istorii (дата обращения: 02.03.2022).
2. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 75 – 85.
3. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Туманян Г.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 141 – 189.
4. Крутецкий В.А. Психология подростка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyera.ru/3009/fizicheskoe-razvitie-podrostkovogo-vozrasta
5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008.-480 с.
6. Масанский С. Система управления школьным питанием // Питание и общество. – 2005. – № 1. – С. 5–6.
7. Мельников И. Рациональное питание детей школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litrus.net/book/read/66491?p=1
8. Методы изучения и оценки физического развития индивидуума и детских организованных коллективов: учебно-методическое пособие / Погорелова И.Г., Попов И.П. – Иркутск: Издательство ИГМУ, 2010 г. – 52 с.
9. МР 2.3.1.2432-08 Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. – 2008. – 35 с.
10. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Кемеровской области в 2014 году: Государственный доклад. - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты нрав потребителей и бла¬гополучия человека по Кемеровской области, 2015. - 277 с. – С.71.
11. Основные элементы здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdorovja.ucoz.net/news/osnovnye_ehlementy_zdorovogo_obraza_zhizni/2011-05-26-19
12. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. Книга 1. – М.: ВЛАДОС, 1999. – с. 66.
13. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. – 5-е изд., испр. и доп. / Позняковский. В.М. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 451 с.
14. Рациональное питание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medprofural.ru/Racionalnoe-pitanie
15. Рациональное питание 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/medicina/racionalnoe-pitanie.html
16. Скурихин И.М. и др. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. Тутельяна В.А. –М.: ДеЛи принт, 2002. –231 с.
17. Статья «Углеводы в питании». [Электронный ресурс] – портал «Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора». Режим доступа: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/sostav-pitaniya/uglevody-v-pitanii
18. Статья «Физическое развитие детей среднего школьного возраста». [Электронный ресурс] – портал «Группа Физкультура». Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/11
19. Тапешкина Н.В. Состояние школьного питания на примере общеобразовательных учреждений г. Междуреченска Кемеровской области и возможные пути его оптимизации / - М., 2009. - С. 143-145.
20. Тизул А.Я., Воронков Ю.И. Здоровье здорового человека. Очерки. – М.: Советский спорт, 2004. – С.64-71.
21. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. Учебное пособие для высших учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2008. – 112 с.
22. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/oglavlenie
23. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов / Баранов А.А, Кучма В.Р. – М.: Педиатр, 2013. – 199 с.
24. Физическое развитие детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/11
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 192 – 194.
26. Шамкова Н.Т. Научные принципы создания технологий и формирования качества специализированной кулинарной продукции для детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Шамкова Наталья Тимофеевна. – Краснодар,2011. – 51 с.
27. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989. – 189 с.
Читать дальше