Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по психологии. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!
Матюнин, М. И. Махмутов и др. Психологические проблемы исследовательской деятельности школьников изложены в работах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина А.А. Люблинской и др. В публикациях Е.В. Берестневой и А.И. Бондаренко раскрыт богатый развивающий потенциал практических работ в начальной школе, их позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника. На фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, слабо изучены педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир». Учителя начальных классов нередко проводят их в вербальной форме, опираясь на рисунки в учебниках, а из практических методов используют в основном наблюдение. Вербальные методы обучения не могут в полной мере удовлетворить пытливость ума современного младшего школьника, который приходит в школу с багажом несистематизированных, донаучных знаний. На наш взгляд, редкое использование учителями практических работ на уроках «Окружающего мира», недооценка способности младшего школьника к выполнению роли активного исследователя привели к тому, что в последние годы наметилась негативная тенденция к снижению познавательного интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Цель исследования: разработать педагогические условия для формирования исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Объект исследования формирование исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования исследовательских умений в процессе изучения предмета «Окружающий мир». В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что формирование исследовательских умений в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если: - предлагать проблемные задания исследовательского характера; - использовать эвристические методы и исследовательские средства (дневник исследователя, таблицы наблюдений и др.). Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. На основе анализа научно-педагогической и методической литературы раскрыть сущность понятия «исследовательские умения». 2. Рассмотреть различные виды практических работ по предмету «Окружающий мир» и определить их возможности для формирования исследовательских умений младших школьников. 3. Теоретически обосновать педагогические условия эффективности формирования у младших школьников исследовательских умений при выполнении практических работ. 4. Определить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников. 5. Экспериментально апробировать педагогические условия эффективности формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающему миру». Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, методика диагностики умения наблюдать (по Н.Г. Сазоновой), методики диагностики умения устанавливать сходство и различие (сравнивать) и делать выводы (по А.И. Савенкову), эксперимент. База исследования: СОШ № 46» г. Воронежа. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.