ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………6 1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе………………………………………..6 1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…..15 1.3. Методы и приемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………25 2.1. организация исследования и писание методик………………… 25 2.2.Диагностика уровня развития памяти у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 27 2.2. Анализ результатов исследования………………………………29 Заключение………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………..37

Развитие памяти в дошкольном возрасте

курсовая работа
Психология
40 страниц
89% уникальность
2022 год
38 просмотров
Полякова Ю.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………6 1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе………………………………………..6 1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…..15 1.3. Методы и приемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………25 2.1. организация исследования и писание методик………………… 25 2.2.Диагностика уровня развития памяти у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 27 2.2. Анализ результатов исследования………………………………29 Заключение………………………………………………………………35 Список литературы……………………………………………………..37
Читать дальше
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются «развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [29]. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память занимает важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого – недостаточно хорошо развития память. Значимость памяти для человека состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы – восприятие, мышление, внимание, речь и т.д. Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Екатеринбурге . Воспользуйтесь сервисом Work5.


Также очевидно, что для осуществления полноценного образования, воспитания и готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению необходимо, чтобы у них была хорошо развита память, которая помогает удерживать и воспроизводить разную информацию. Вопросы, связанные с развитием памяти у дошкольников, рассмотрены в работах известных зарубежных и отечественных психологов и педагогов (Р.С.Аткинсон, Л. А. Венгер, Э.А. Голубева, Л.А. Григорович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконинаи др.). Работу по развитию памяти необходимо проводить на диагностической основе, используя для этого подходящие методики. Методики диагностики памяти у дошкольников представлены в работах З.М. Истоминой, М.А. Рыбакова и др.. Вопросы, связанные с методами, приемами и средствами развития памяти у дошкольников, в том числе и мнемотехникой, рассмотрены в работах Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, С.Е. Гавриной, О.С. Жуковой, Л.В. Омельченко, Ю.В. Останковой и др. Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью методов, приемов и средств ее развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста». Это определило проблему нашего исследования, которая состоит в разработке и апробации программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. Цель исследования – исследовать развитие памяти у детей дошкольного возраста. Гипотеза: адекватно подобранные методы диагностики, и своевременное выявление уровня развития памяти у дошкольников, позволят разработать рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста, способствующие развитию различных видов и типов памяти. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. 2. Уточнить определение понятия памяти как психологического процесса. 3. Рассмотреть особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. 4. Охарактеризовать методы и приемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. 5. Подобрать методики и с их помощью выявить уровни развития памяти у детей дошкольного возраста. Объект исследования – процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – проектирование программы по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретические аспекты памяти как психического познавательного процесса рассмотрены в трудах Э.А. Голубевой [12], Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской [14],], А.Н. Леонтьева [25], А.Г. Маклакова[26], Р.С. Немова [31], и др. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и подходы к ее развитию исследованы в работах А.В. Запорожца и Д.Б., З.М. Истоминой [21], Я.Л. Коломинского [24], В.С. Мухиной [30], и др. Возможности мнемотехники в развитии памяти дошкольников раскрыты в работах Л.Е. Белоусовой[4], Т.В. Большевой [5], Л.В. Омельченко[35], Ю.В. и др. Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; практические – тестирование детей, математическая и графическая обработка результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в нем диагностические материалы и программа развития памяти детей с помощью мнемотехники могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования и 6 родителями детей, занимающихся проблемой развития памяти дошкольников. База исследования. Исследование производилось в МАДОУ – Детский сад № 59 г. В нем приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 6-7 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснован научный аппарат исследования. В Главе 1 рассмотрены характеристики и особенности памяти как познавательного процесса, раскрыты особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы ее развития у детей этого возраста. В Главе 2 проведена диагностика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. В заключении даны основные выводы исследования.  

Читать дальше
Проведенное исследование и его результаты показали важность развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для гармонического и всестороннего развития детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно и систематически развивать познавательные процессы, среди которых важное место принадлежит памяти. Анализ литературы позволил раскрыть теоретические основы проблемы развития памяти как психологического процесса Память человека – это познавательный процесс сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, внимания, воображения, речи) и любой деятельности (С.Л. Рубинштейн). Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание (А.Г. Маклаков). Виды памяти по Р.С. Немову: кратковременная, долговременная, оперативная; логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная; эмоциональная, моторная, образная, вербальная (словесно-логическая). Все виды памяти взаимодействуют и могут развиваться. Кратковременная память – это вид памяти, который сохраняет материал на короткое время, служит рабочим пространством для вычислений в уме и переводит хранимую информацию в долговременную память Являясь когнитивным (познавательным) процессом, память – это важнейшая составляющая учебно-познавательной деятельности. В этом виде деятельности процессы памяти представляют собой особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию и сознательному воспроизведению. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память старших дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Дети дошкольного возраста еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для дошкольника какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы и методы развития памяти (запоминания и припоминания) ребенок не изобретает сам, их организует взрослый на занятиях в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Эти методы и приемы специально подбираются взрослым в зависимости от возрастных психологических особенностей дошкольников. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста используются мнемические приемы обучения: «повторение», «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация», «самопроверка». Они направлены на развитие запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала. В практической части нашей работы оценка уровня развития памяти у старших дошкольников проводилась нами с помощью 3 методик: 1. Тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой). 2. Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна в модификации М. Рыбакова). 3. Тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой). Результаты диагностики на начальном этапе показали, что у большинства детей (65%) память развита на низком уровне. У детей имелись недостаточный объем памяти, замедленная скорость запоминания, неточность воспроизведения, быстрое забывание. Причина таких низких результатов крылась в отсутствии целенаправленности и систематичности работы по развитию речи у детей старшей группы детского сада. Таким образом, цель исследования достигнута/
Читать дальше
1. Алябьева, Е. А. Как развить память у ребенка. Учим запоминать стихи [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 125 с. 2. Аткинсон, Р. С. Управление кратковременной памятью [Текст] / Р. С. Аткинсон // Психология памяти ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. 379-386. 3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 208 с. 4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники [Текст] : метод.пособие для воспитателей дет. дошк. учреждений / Л. Е. Белоусова. – СПб. : Детство- Пресс, 2013. – 119 с. 5. Большева, Т. В. Учимся по сказке : Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. В. Большева. – М. : Детство-пресс, 2014. – 212 с. 6. Бондарева, Л. Ю. Маленький исследователь : развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников [Текст] : пособие для детей 6-8 лет / Л. Ю. Бондарева. – М. : Академия развития, 2014. – 32 с. 7. Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст] / Е. А. Бортникова. – М. : Литер, 2016. – 58 с. 8. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса. – М. : Детство- пресс, 2015. – 146 с. 9. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, Н. А. Веракса. – М. : Сфера, 2014. – 128 с. 10. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл ; Эксмо, 2015. – 1136 с. 11. Гаврина, С. Е. Школа для дошколят «Развиваем память». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет [Текст] / С. Е. Гаврина. – М. : Росмэн, 2017. – 24 с. 12. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 392 с. 13. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников [Текст] / С. Б. Горбушина. – СПб. : Детство-пресс, 2016. – 64 с. 14. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2012. – 652 с. 15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2015. – 283 с. 16. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет [Текст] : метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. – М. : Сфера, 2017. – 176 с. 17. Дидактические игры как средство подготовки к школе [Текст] ; сост. Р. А. Жукова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2016. – 45 с. 18. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 302 с. 19. Жукова, О. С. Игры и упражнения для развития памяти будущего отличника [Текст] / О. С. Жукова. – М. : Астрель, 2014. – 63 с. 20. Жукова, О. С. Учимся запоминать [Текст] / О. С. Жукова. – М. : АСТ, 2015. – 80 с. 21. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З. М. Истомина // URL : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (дата обращения : 03.03.2018). 22. Кисилев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Кисилев. – 3-е изд., стереотип. – М. : Детство-пресс, 2013. – 396 с. 23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. зав. / С. А. Козлова, Т. А. Кулакова. – М. : Академия, 2015. – 416 с. 24. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПБ. : Питер, 2014. – 483 с. 25. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Академический проект, 2013. – 526 с. 26. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2014. – 452 с. 27. Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2012. – 38 с. 28. Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5-6 лет [Текст] / О. А. Мельниченко. – М. : Эксмо-Пресс, 2015. – 33 с. 29. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО [Текст]. – М. : Московский центр качества образования, 2014. – 160 с. 30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2013. – 218 с. 31. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с. 32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Академия, 2012. – 385 с. 33. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие для студ. психол. факул. ун-тов / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2013. – 452 с. 34. Ольшанская, Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи. Занятия с дошкольниками. Игровые задания [Текст] / Е. В. Ольшанская. – М. : Первое сентября, 2013. – 98 с. 35. Омельченко, Л. В. Познавательное речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники [Текст] / Л. В. Омельченко. – Волгоград : Учитель, 2015. – 124 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданский процесс
курсовая работа
Влияние выбранной стратегии на развитие туристской фирмы в условиях рыночной экономики.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image