ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Диалогическая речь и ее значение в дошкольном возрасте 5
1.2 Игровые технологии в ДОУ, применение и виды 10
1.3 Влияние игровых технологий на развитие диалогической речи дошкольников 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1 Изучение уровня развития диалогической речи дошкольников 23
2.2 Комплекс игровых мероприятий для развития диалогической речи дошкольников 30
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогической работы по развитию диалогической речи дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Приложение 1. Познавательная беседа «Наши четвероногие друзья» в старшей группе с 5-6 лет. 47
Приложение 2. Экскурсия на кухню детского сада 53
Приложение 3. Комплекс сюжетно-ролевых игр для дошкольников 5-6 лет 57
Читать дальше
Настоящее исследование посвящено игровым технологиям в формировании у дошкольников навыков диалогической речи. Необходимо сделать выводы:
1. Наиболее эффективными методиками для развития речи у детей дошкольного возраста являются подходы, ориентированные не детей с задержкой в развитии. Диалогическая речь – это процесс, который формируется посредством обмена коротких и емких фраз либо нераспространенных предложений с добавлением средств выразительности: мимики, жестов, интонации. Данный процесс представляет собой психологическую основу общения и построения крепких доверительных отношений между людьми, поэтому обучение ему так важно с малых лет. Навыки ведения диалога позволяют сформироваться навыкам связной речи, которая, в свою очередь, необходима для самореализации в социальной среде.
2. Игровые технологии – высокоэффективная методика для развития диалогической речи у дошкольников по причине того, что в играх формируются такие психические отделы в головном мозге ребенка, которые отвечают за создание прочных доверительных взаимоотношений с окружающими, и стимулируются мыслительные процессы. Игры выполняют следующие функции: мотивационную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, игротерапевтическу, диагностическую, корректирующую, функцию межнациональной коммуникации и социализирующую. Основные виды игровых технологий: коммуникативные и диагностические игры для развития диалогической речи, обучающие и тренировочные игры для развития познавательного потенциала, воспитательные и познавательные игры для лучшего усвоения полученных знаний и развития познавательного потенциала, а также творческие игры для развития речевой деятельности.
3. Развитие диалогической речи обеспечивают сюжетно-ролевые и театрализованные игровые упражнения. Необходимо отметить, что влияние сюжетно-ролевых игр на совершенствование диалогической речи значительно по причине того, что в данную игру дети играют с большим удовольствием и занимаются организацией данной игры самостоятельно. Данная игра развивает в детях творческую сторону и стимулирует становление диалогической речи, в частности, и связной речи, в целом, поскольку проведение данной игры предполагает общение нескольких участников друг с другом в самых различных обстоятельствах. Сюжетно-ролевая игра выступает инструментом для наработки деловых и организаторских качеств, подходом для развития ежедневной мотивации, образным и терминологическим аппаратом, а также соединительным звеном между миром взрослых и миром детей. Театрализованные игровые упражнения, в свою очередь, позволяют наполнить внутренний мир ребенка и пробудить мыслительную деятельность, а также примерить на себя роль социально состоявшегося индивида, а, следовательно, данный вид игровых технологий способствует социальной адаптации юных дошкольников.
4. На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что всего 2 ребенка из 10 имеют высокий уровень развития диалогической речи, 3 из 10 детей имеют средний уровень развития, и 5 дошкольников из 10 избегают общения друг с другом и сверстниками.
5. На формирующей стадии экспериментальной работы был разработан и внедрен в работу с дошкольниками комплекс игровых упражнений для развития диалогической речи. Его содержание: поручения, экскурсии, чтение рассказов и сказок, беседы, театрализованные инсценировки, консультации родителей.
6. Вторичная диагностика диалогических способностей детей показала, что 4 детей подняли свой уровень со среднего на высокий и 3 детей подняли свой уровень с низкого на средний. Эти результаты подтвердили эффективность разработанного комплекса и сформулированную гипотезу.
Читать дальше
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». База данных «Российское законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (Дата обращения: 05.04.2022).
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспит. дет. сада. 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Бочарникова С.Д. Инновационные методы воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС [Текст] / С.Д. Бочарникова, Е.С. Добродомова, О.В. Ерёмина, Н.В. Сирик // Мастерство педагога: от вопросов к решениям: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – с. 98-101.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 144 c.
5. Гунина Т.И. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Гунина, И.В. Тимофеева, Н.В. Бахмисова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 97-99.
6. Гурина А.Р. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников [Текст] / А.Р. Гурина // Инноватика с современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: ст. в сб. тр. конф. – Уфа: Вестник науки, 2020. – С. 195-198.
7. Давлятшина Л.В. Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Л.В. Давлятшина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С 74-76.
8. Дудкина О.В. Применение игровой технологии в ДОУ [Текст] / О.В. Дудкина, Е.Н. Щепетнова, О.А. Жесько // Научный альманах. – 2017. – № 1-2 (27). – С. 83-86.
9. Закота Е.В. Формы речи: диалогическая и монологическая речь [Текст] / Е.В. Закота // Язык: категории, функции, речевое действие: ст. в сб. тр. конф. – Москва: Издательство ГСГУ, 2017. – С. 90-93.
10. Иванова В.В. Теоретические и методические вопросы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Иванова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (18). – С. 148-151.
11. Куриленко Н.М. Игровые технологии в ДОУ [Текст] / Н.М. Куриленко // Актуальные вопросы образования и науки: ст. в сб. тр. конф. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2018. – С. 67-68.
12. Лазовская К.Г. Современные подходы к профессиональной подготовке специалистов в области коррекционной педагогики [Текст] / К.Г. Лазовская // Инновации: наука, образование. – 2021. – № 29. – С. 780-787.
13. Моисеенко, М.И. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы [Текст] / М.И. Моисеенко // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. – М.: НПО «Экран», 2002. – 198 с.
14. Морозова Ж.В. Понятие «связная речь» и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж.В. Морозова // Педагогический опыт: от теории к практике: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – с. 116-118.
15. Савичева О.В. Результаты диагностики речевого развития детей с ОНР как основы коррекционной работы [Текст] / О.В. Савичева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: ст. в сб. тр. конф. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. – с. 206-210.
16. Соломатина, Г.Н. Формирование структуры предложения у дошкольников с ОНР [Текст] / Г.Н. Соломатина, А. А. Харченко // Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (посвящено 125-летию Л.С. Выготского): ст. в сб. тр. конф. Краснодар: КГУ, 2021. – С. 357-360.
17. Соломина И.В. Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста [Текст] / И.В. Соломина, Е.А. Колозян // Современная образовательная среда: теория и практика: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 78-80.
18. Таран О.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи ребенка среднего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Таран, А.С. Кириллова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: ст. в сб. тр. конф. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 124-126.
19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237 с.
20. Холомина Ю.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников [Текст] / Ю.В. Холомина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. – С. 431-434.
21. Шадрова В.Н. От интеграции к инклюзивному образованию: из опыта работы детского сада [Текст] / В.Н. Шадрова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – № 3 (9). – С. 127-132.
22. Шахматова Д.О. Сказка как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.О. Шахматова // Аллея науки. – 2019. – Т. II. – № 3 (30). – С. 695-698.
23. Шитова А.В. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР [Текст] / А.В. Шитова // Современные тенденции развития системы образования: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. – С. 161-164.
24. Юрьева, Н.М. О вкладе А.М. Шахнаровича в теорию речевого онтогенеза [Текст] / Н.М. Юрьева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. – 2020. – № 1 (12). – С. 255-274.
Читать дальше