Введение…………………………………………………………….. 3 1 Особенности формирование христологического учения в апологетике……………………………………………………. 6 1.1 Возникновение учения о Христе в апостольский период развития Церкви………………………………. 6 1.2 Развитие христологии в период апологетики в II-IV вв………………………………………………………… 8 2 Особенности представления христологического учения в восточной патристике…………………………………………. 16 2.1 Споры о божественном проявлении Христа и единстве в восточной патристике………………………………… 16 2.2. Формирование основных понятий христологии в восточной патристике………………………………….. 23 Заключение…………………………………………………………… 28 Список использованных источников………………………………. 29

Формирование христологического учения в апологетике и восточной патристике

курсовая работа
История
30 страниц
82% уникальность
2022 год
20 просмотров
Суханова Е.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………….. 3 1 Особенности формирование христологического учения в апологетике……………………………………………………. 6 1.1 Возникновение учения о Христе в апостольский период развития Церкви………………………………. 6 1.2 Развитие христологии в период апологетики в II-IV вв………………………………………………………… 8 2 Особенности представления христологического учения в восточной патристике…………………………………………. 16 2.1 Споры о божественном проявлении Христа и единстве в восточной патристике………………………………… 16 2.2. Формирование основных понятий христологии в восточной патристике………………………………….. 23 Заключение…………………………………………………………… 28 Список использованных источников………………………………. 29
Читать дальше
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что христология является центральным богословским учением в религиозных науках. Она сформировалась фактические еще при жизни Иисуса Христа. Центральные понятия христологии - сущность и личность Иисуса Христа.


Хотите узнать, где заказать реферат по микроэкономике? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


От их понимания зависит многие важнейшие богословские догматы церкви. Церковный раскол, связанный с Халкидонским собором 451 г. вызвал глубокие теологические дискуссии, которые не потеряли актуальности и в настоящее время. В связи с этим большое значение приобретают труды святых отцов, внесших значительный вклад в формировании православной христологии. Степень изученности темы. Тема формирования христологического учения в ранние периоды развития церкви разрабатывалась ещё в дореволюционной России. Так в конце XIX в. священник Стефан Остроумов анализирует труды известных греческих апологетов [9]. Во времена СССР в условиях коммунистической идеологии труды богословов, исследователей христианской религии практически не выпускались. С 1991 г. наблюдается рост публикаций о развитии христологии. Среди работ следует отметить труд Д.А. Самойлова о деятельности первых христианских апологетов [22]. Статьи А.Л. Хосроева также анализирует развитие христологии в самые первые периоды развития христианства в I-III вв. [25; 26]. Среди зарубежных исследователей можно отметить монографию американского теолога Б. Эрмана «Как Иисус Христос стал богом», в данной работе происходит подробный разбор различных взглядов на личность И. Христа [3]. Монография немецко-американского историка Ф. Шафф подробно раскрывает историю христианства, в том числе и формирование христологии как центрального вопроса в богословии [29]. Объект исследования – христологическое учение. Предмет исследования - особенности формирования христологического учения в апологетике и восточной патристике. Цель работы – выявить особенности становления и развития христологии как богословского учения в апологетике и восточной патристике. Для достижения данной цели необходимо было выполнить следующие задачи исследования: 1) охарактеризовать возникновение учения о Христе в апостольский период развития Церкви; 2) показать развитие христологии в период апологетики во II-IV вв.; 3) раскрыть споры о божественном проявлении Христа и единстве в восточной патристике; 4) оценить формирование основных понятий христологии в восточной патристике. В качестве источников в данной работе использовались тексты святых отцов христианства, такие как Иустина Философа [14], Иоанна Дамаскина [13], Иоанна Златоуста [5], преподобного Симеона [15]. При написании работы были использованы разнообразные методы исследования, как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов можно выделить использование методов анализа и синтеза. При которых процесс развития христологии рассматривался как совокупность внешних, исторических, политических и внутри церковных процессов. Сравнительный метод использовался при сопоставлении развития хрислологии в разные исторические периоды развития христианской церкви. Развитие христологии рассматривалось в рамках системного подхода - как результат взаимодействия верующих, церкви как института, политики отдельных государств. К специальным методам исследования можно отнести историко-генетический метод, который позволил рассматривать развитие христологии в исторической динамике развития, от ее зарождения до полноценного формирования к моменту оформления восточной Православной церкви. Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав и четырех глав, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
В заключении работы можно сделать следующие выводы. В начале оформления христианства оформляется и христологическое учение как центральная часть богословской мысли. В самом раннем периоде христиане были вынуждены защищать свою религию от нападок других верований и притеснений властей. Сложные внешние условия сформировали особый тип взаимоотношений христиан с окружающим миром. С этим связано возникновение апологии – как искусства доказательства основных христианских истин. Апология христиан возникла на греческой философской традиции. Первые апологи доказывали иудеям что Иисус Христос и есть великий Мессия из Ветхого завета, доказывали божественную природу Христа через его чудеса и воскрешение. В IV в. в связи с распространением христианства в Римской империи, гонения на верующих постепенно ослабевают. Соответственно, меняются и основное направление богословских мыслей и теологических изысканий. После фактического признания императором Константином христианства и созывом первого Никейского Вселенского собора, начинается качественно новый этап развития христологии. В центре дискуссии священных отцов церкви становятся основные догматические вопросы: личность Иисуса Христа, сочетание в нем божественного и человеческого начала. Также активно обсуждался вопрос о «триединстве» в христианстве. О положении Христа как сына Бога или воплощения Бога на земле. Свой вклад в развитие христологии в это время сделали такие значимые отцы церкви как Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иоанн Дамасский. Каждый из этих святых внес свой вклад в развитие учения о Христе, а также помог сформировать концепции важнейших церковных таинств, например, евхаристии.
Читать дальше
1. Алфеев И. Святоотеческое учение о евхаристии. Православие. Том 2. //Православие. ULR: http://pravoslavie.by/page_book/81128 (дата обращения: 24.04.2022) 2. Апологеты защитники христианства / проф. Казанской духовной академии И. П. Реверсова (лекции) СПб.: САТИСЪ ДЕРЖАВА. 2007. - 189 с. 3. Барт Эрман Как Иисус Христос стал богом; [пер. с англ. С. Горячевой] М.: Эксмо, 2016. — 576 с. 4. Божественная Литургия святого отца нашего Василия Великого //Азбука веры. ULR: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestvennaya-liturgiya-svyatogo-otcza-nashego-vasiliya-velikogo/ (дата обращения: 23.04.2022). 5. Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Текст службы ULR: http://hramyauza.ru/bozhestvennaya-liturgiya-svyatogo-ioanna-zlatousta-tekst-sluzhby/ (дата обращения: 24.04.2022) 6. Великий Василий. Святого Василия из 27 главы книги о Святом духе, к блаженному Амфилохию// Канонические правила Православной церкви с толкованиями. Правила святых отцов - Правила святого Василия Великого //Азбука Веры ULR: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/9 (дата обращения: 24.04.2022) 7. Византия между Востоком и Западом/ Ред. Литаврин Г.Г. СПб: Алетейа, 2001. – 539 с. 8. Горянов К. Богословские аспекты таинства Евхаристии. //Христианское чтение. 2008. №29. С.5-21. 9. Диспут Язона и Паписка //Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства второго века / [Соч.] Свящ. Стефана Остроумова. – М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1886. - X, 214 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroumov/razbor-svedenij-evsevija-kesarijskogo-i-blazhennogo-ieronima-stridonskogo-o-grecheskih-apologetah-hristianstva-vtorogo-veka/2 (дата обращения: 24.04.2022) 10. Евангелие от Луки. /Ивлиев И. М.: ББИ (Библейско-Богословский институт), 2019. - 568 с. 11. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V нач. VII в //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2014. №. 5 (40). С. 33-44. 12. Иеромонах Кирилл (Зинковский). Святоотеческая Евхаристическая терминология и теория пресуществления // Христианское чтение. 2008. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyatootecheskaya-evharisticheskayaterminologiya-i-teoriya-presuschestvleniya (дата обращения: 26.04.2022). 13. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М.: Благовест, 2014. - 270 с. 14. Иустин Философ. Разговор Трифона с иудеями //Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ (дата обращения: 25.04.2022) 15. Кожухов С. Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V—начале VI вв //Богословский вестник. 2019. №. 3 (34) С. 67-88. 16. Малышев А. В. Проблема сознания Христа в русском богословии: христология свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Иоанна (Соколова) //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. №. 78. С. 57-72. 17. Марк Подвижник Против Несториан (О воплощении) //Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhnik/protiv-nestorian/ (дата обращения: 24.04.2022) 18. Новиков В. В. Таинства как основа христологии в александрийской традиции //Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. 2020. С. 617-626. 19. Полохов Д. Н. Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Часть 1 //Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2017. №. 11. С. 4-33. 20. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. [Электронный ресурс] //Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/10 (дата обращения: 13.04.2021) 21. Творения / Ефрем Сирин: в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени Святого Василия Великого, 2014. / Т. 8. Толкования Четвероевангелие. – 312 с. 22. Самойлов Д. А. Первые христианские апологеты и их положение в церкви// Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2020. № 4 С. 85-89. 23. Святая Евхаристия в исторической перспективе и современной церковной практике //Азбука Веры. ULR://azbyka.ru/svyataya-evxaristiya-v-istoricheskoj-perspektive-i-sovremennoj-cerkovnoj-praktike (дата обращения: 23.04.2022) 24. Сове Б.И. Евхаристия в древней церкви и современная практика/Живое предание. - Париж, 1997. - 15 с. ULR: http://hrampm.org/userfiles/library/liturgicsresearch/%5Bsove_b%5Devharistiya_v_drevnej_tserkvi_i_sovremennaya_praktika.pdfhttp://hrampm.org/userfiles/library/liturgicsresearch/%5Bsove_b%5Devharistiya_v_drevnej_tserkvi_i_sovremennaya_praktika.pdf (дата обращения: 23.04.2022) 25. Хосроев А. Л. «Докетическая» христология в раннем христианстве. Часть 1 //Письменные памятники Востока. 2019. Т. 16. №. 3. С. 27-53. 26. Хосроев А. Л. «Докетическая» христология в раннем христианстве. Часть 2.2 //Письменные памятники Востока. 2021. Т. 18. №. 2. С. 24-35. 27. Христология: Этапы уяснения и формирования /Сайт Борисовское благочиние. Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь URL: https://www.blagobor.by/article/vera/christologia (дата обращения: 25.04.2022) 28. Чернявский А. Л. Единство божественного и человеческого во Христе: халкидонское определение и «христология Духа» Пауля Тиллиха //Вопросы теологии. 2021. Т. 3. №. 3. С. 400-416. 29. Шафф Ф. История христианской Церкви Том II Доникейское христианство (100 — 325 г. по P. Χ.) Историко-религиозное издание. — 2-е изд. СПб.: Библия для всех, 2010. – 590 с. 30. Штурбабин С. А., Цирулёва Э. А., Соколова Д. М. Исповедание «Иисус есть Христос» как фундамент библейской христологии в научно-образовательном пространстве //Риск и безопасность в современном обществе: онтологические основания и социокультурные практики. 2021. С. 213-218.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Юридическая ответственность
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Юридическая ответственность
Количество страниц:
28
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
«Утечка умов» из России и ее последствия
Количество страниц:
27
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image