Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ценностного отношения к здоровью младших школьников в учебно-воспитательном процессе 5
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Методы формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников в учебно-воспитательном процессе 9
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования ценностного отношения к здоровью младших школьников в учебно-воспитательном процессе 15
2.1. Организация, методы и результаты исследования 15
2.2. Рекомендации педагогам по формированию ценностного отношения к здоровью младших школьников в учебно-воспитательном процессе 22
Заключение 30
Список литературы 32
Читать дальше
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме навыков формирования здорового образа жизни у младших школьников, можно сказать о том, что здоровый образ жизни играет очень важную роль в развитии учеников и требует привития ценностного отношения. В процессе написания работы было сформулировано определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Под здоровым образом жизни, понимается активная деятельность человека, первоначально нацеленная на поддержание и коррекцию здоровья. Образ жизни не устанавливается самостоятельно в зависимости от условий, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Первоначальной профилактикой и главным правилом в укреплении детского здоровья является формирование здорового образа жизни.
Главная цель внеклассной воспитательной работы – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности обучающихся. Внеклассная работы опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу школьников младшего звена. Организация внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников связана с необходимостью решения следующих задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; формирование у учащихся начальной школы общих представлений о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни, его значении в жизни человека; совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков учащихся начальных классов посредством обучения школьников подвижным играм, физическим упражнениям и упрощенным техническим действиям из базовых видов спорта; развитие у детей интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение младших школьников простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
В экспериментальном исследовании принимали участвовали 25 детей 2 класса. Результаты диагностики уровня сформированности навыков здорового образа жизни у младших школьников на констатирующем этапе исследования показали, что у детей средний уровень знаний о ЗОЖ. Затруднения вызывал вопрос о том, что означает «здоровый образ жизни», также дети отмечают утомляемость после уроков, отсутствие интереса к физическим упражнениям.
На формирующем этапе был разработан и внедрен комплекс внеклассных воспитательных занятий. Он включал комплекс мероприятий с младшими школьниками, который позволил доказать, что сохранение и укрепление здоровья школьников будет проходить более эффективно, если разработать и внедрить комплекс занятий для внеклассной деятельности.
Таким образом, цель, достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа–вуз»: диссертация... доктора педагогических наук : 13.00.11. / Н. П. Абаскалова,– Новосибирск, 2011. – 367 c.
2. Брехман, Р.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / Р.И. Брехман, – М.: Наука. – 2012. – 124 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. Просвещение 2009 – 208 с.
4. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью. Здоровая личность /Р.А. Березовская. СПб.: Речь, 2013. – 244 с.
5. Бутенко, М.В. Формирование культуры здорового образа жизни личности студентов в процессе занятий атлетической: автореферат диссертации на соискание учен.степ. канд. пед. наук. / М.В. Бутенко – Барнаул, 2014. – 121 с.
6. Баранцева, О.И. Внеурочная деятельность – инструмент развития творческой личности / О.И. Баранцева // Начальная школа, 2015, № 6. С.3–42.
7. Вайнер, Э.Н. Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования / Э.Н Вайнер.// Начальное образование. 2011. №5. С.113–116.
8. Вайнер, Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н. Вайнер // Основы безопасности жизни – 2016 – № 3 – С.9–41.
9. Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский //ТиПФК – 2014 –№ 11–С 2–28.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
11. Горбачева, Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие/ Т.А. Горбачева // Классный руководитель. – 2018. – № 6. – С.5-46.
12. Дудченко, З.Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З.Ф. Дудченко // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2013. – 128 с.
13. Емельянова, Т.В. Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников / Т.В. Емельянова // Научный альманах. 2015. №10-2(12). С. 7–74.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2016. – №3. – С. 15–26.
15. Казначеев, В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В.П. Казначеев // Валеология. 2013. №4. – С. 75–82.
16. Куртев, С.Г. Современные аспекты профилактики заболеваний Часть I: Формирование здорового образа жизни: учебное пособие / С.Г.Куртев, С.И. Еремеев, С.К. Поддубный.– Омск: Изд–во СибГУФК, 2016. –92 с.
17. Никифоров, Г.С. Формирование здоровьеформирующей образовательной среды в ОУ / Г.С. Никифоров – М.: Просвещение, 2015. – 278с.
18. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов. – Псков, 2016. – 253 с.
19. Трещева, О. Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореферат диссертации... доктора педагогических наук. / О. Л. Трещева – Омск, 2013. – 151 с.
20. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни / Б.Н. Чумаков – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 127 с.
21. Штерц, О.М., Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции и развитии памяти младших школьников / О.М. Штерц, А.И. Владимирова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - № 8. – 2014. – С. 49 – 51.
22. Шурыгина, В.В. К вопросу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях / В.В. Шурыгина //Сборник Материалов Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. – 2016. – С. 6–64.
23. Шишова, В. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников / В.В. Шишова // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 6–38.
Читать дальше