Введение 2
Глава 1. Исследование феномена культуры речи 4
1.1. История появления культуры речи 4
1.2. Феномен культуры речи в различных научных исследованиях 7
Глава 2. Феномен культуры речи в системе личностных характеристик 14
2.1. Основные личностные характеристики человека 14
2.2. Роль культуры речи в системе личностных характеристик человека 18
Заключение 19
Список литературы 27
Читать дальше
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М. В. Ломоносов.
Культурой речи является – умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, которая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лексика). Подлинная культура речи достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.
Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – и мало употребляются в бытовых ситуациях общения. С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются слова и обороты стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: нормативный; этический; коммуникативный. Высокая культура речи, связанная с умением «правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка» (С. И. Ожегов) невозможна без соблюдения определенных правил общения.
Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия, как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический.
Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.
Главным для культуры речи является – соблюдение языковых норм и правил использования вербальных языковых средств, которые позволяют соблюсти коммуникативные нормы в той или иной ситуации. Основным же в области эффективного общения является – правильно поставленная коммуникация.
Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, то есть позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.
Читать дальше
1. Акатова Т. И. Культура речи как компонент языковой культуры личности // Вестник МГУКИ. – 2009. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-rechi-kak-komponent-yazykovoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 23.03.2022).
2. Акатова Т. И. Языковая культура личности как социокультурный феномен // Педагогическое образование в России. – 2012. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kultura-lichnosti-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения: 23.03.2022)
3. Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. – М. : Высш. шк., 2003. – 396 c.
4. Воронцова Т. А. Культура речи : учебное пособие. – Ижевск, 2011. – 141 с.
5. Гусева Т. И. Психология личности : учебное пособие / Т. И. Гусева, Т. В. Катарьян. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2019. – 159 c. – ISBN 978-5-9758-1771-6. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/81081.html (дата обращения: 24.03.2022).
6. Основы формирования личности : учебное пособие / Г. А. Быковская, А. А. Борисова, А. Н. Злобин [и др.]. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2021. – 76 c. – ISBN 978-5-00032-531-5. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/119647.html (дата обращения: 24.03.2022).
7. Приходько О.В. Сущность и структура речевой культуры в психолого-педагогической литературе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-2. – С. 424-428. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34866 (дата обращения: 24.03.2022).
8. Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997. – 722 с.
9. Семёнова М.А Культура речи как умение выражать свои мысли // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 106-107. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24825 (дата обращения: 24.03.2022).
10. Хуако Ф.Н. Феномен культуры речи в межкультурной коммуникации // Проблемы теории и практики сохранения и развития родных языков в среде полилингвизма. Материалы международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2014. – 238 с. – С. 67
11. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи. – М. : Наука, 1995. – 271 с.
Читать дальше