Правовое воспитание является одним из аспектов общечеловеческой культуры, который воплощается в правовых нормах и юридической прак-тике, выступает одним из обязательных элементов правового государства.
При этом она является составляющей внутренней, духовной стороны правовой системы конкретного общества, пронизывает право и правовые отношения. Правовой культурой регулируется поведение людей. Состоя-ние правового воспитания государства представляет важный показатель степени зрелости конкретной правовой системы.
Проявление правового воспитания происходит во всех основных сферах правовой жизни общества, затрагивая сферу субъективных прав, свобод и обязанностей граждан, политико-юридических институтов, учре-ждений общества и государства. Уровень правового воспитания формиру-ет правовую государственность страны, укрепляет систему государствен-ной власти. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность изучения данного вопроса в юридической науке.
Сегодня активно развиваются факторы и условия, которые влияют на индивидуальное правосознание, а также правовую культуру. При этом российское государство ставит перед собой такие цели, как развитие демо-кратии, укрепление дисциплины и организованности. Во многом данные факторы зависят от граждан, которые должны не только правильно пони-мать свои права и свободы, но и уметь их использовать.
От того, насколько граждане осведомлены о своих правах, насколь-ко они могут их реализовать, зависит их уровень правового воспитания. Важно условия здесь играет воспитание молодежи, которые выступают в качестве основы общество.
Объединяющей чертой недобросовестного поведения и злоупотреб-ления является высокая степень оценочности, поскольку вывод о добросо-вестности либо недобросовестности субъекта правоотношения, о наличии злоупотребления правом может сделать только суд, рассматривающий спор. Недобросовестное поведение, как противоположное добросовестно-му, предполагает не только ненадлежащее исполнение обязательств, но и такое поведение, которое законно по своей формальной стороне, что объ-единяет злоупотребление и недобросовестное поведение.
Рассматривая добросовестность и недопустимость злоупотребления правом в качестве принципов права, стоит отметить, что они «работают» только в условиях правовой неопределенности и отсутствии общей либо специальной нормы, регулирующей спорные правоотношения. Стоит ука-зать, что как исследователи проблемы злоупотребления, так и цивилисты, занимающиеся проблемой добросовестности, видят истоки изучаемых норм в правилах античного римского права, связанных с «bona fides» (доброй совестью).
Рассматривая межотраслевое взаимодействие категорий «злоупо-требление» и «добросовестное/недобросовестное поведение», в первую очередь, следует сослаться на пункт 3 статьи 17 Конституции РФ. Данная норма фактически закрепляет недопустимость (запрет) на такое осуществ-ление прав и свобод физическим лицом, которое влечет нарушение прав и свобод других лиц, то есть не допускает злоупотребление правом. Кроме того, недопустимость злоупотребительного поведения формализована и в рамках международного права, например, в статье 17 Европейской кон-венции по правам человека содержится запрет на злоупотребление пра-вом. Таким образом, иерархически, недопустимость злоупотребления правом стоит выше, чем добросовестность. Во-вторых, применение поня-тия злоупотребления правом имеет универсальный характер, поскольку оно возможно практически во всех отраслях права, в то время как добро-совестность, в основном, сводится к сфере гражданского права.