Правотворчество представляет собой деятельность по созданию, принятию, изменению и отмене правовых норм. Как и любая деятельность в сфере права, правотворчество во многом обусловлено существующими общественными отношениями, конкретным этапом их развития. В то же время, необходимость повышения эффективности правотворчества требует научно обоснованного подхода к его организации, понимания его особенностей и определяющих их факторов, а также возможных моделей.
Исследование правотворчества в современных условиях может опираться на две основополагающие методологические посылки. Во-первых, правотворчество представляет собой первый этап процесса конструирования правовой реальности. В соответствии с положениями конструктивизма, такое конструирование происходит через три стадии. На первой стадии создается знаковая форма новых правовых норм, то есть происходит принятие нового формального источника права. На второй стадии совершается осознание новых норм субъектами общественных отношений. Третья стадия связана с превращением новых норм в повседневное поведение участников общественных отношений. Таким образом, правотворчество закономерно рассматривается как составная часть более сложного, комплексного процесса правообразования, существуя в неразрывном единстве с правовым воспитанием и правоприменением.
Во-вторых, правотворчество обусловлено теми факторами, которые на данном конкретном этапе общественного развития влияют на динамику социальных отношений. Сюда относятся факторы экономические, политические, социальные, идейно-нравственные, религиозные и т.д. Поэтому можно согласиться, что процессы преобразования и совершенствования российской системы правотворчества призваны соответствовать закономерностям, действующим в правовой сфере, и одновременно отражать реальные свойства и связи, происходящие в государстве и обществе.
Правотворческая деятельность проявляется в двух основных видах:
1) законодательный процесс;
2) правотворческая деятельность органов местного самоуправления.
Законодательный процесс выступает в качестве основного показателя работы всего государства, а также соответствии его основным демократическим принципам. В этой связи очень важным является уровень повышения качества норм права и доведения до минимального количества тех норм, которые являются по своей сути неэффективными, то есть не способными отвечать тем или иным условиям общественной жизни и регламентировать их. Законодательный процесс включает в себя несколько основных стадий, которые не смотря на то, что находятся в прямой зависимости друг от друга, являются самостоятельными по специфике своей процедуры, так как каждая из них наделяется своим специальным статусом, а вместе все эти стадии образуют полноценный правотворческий процесс, который начинается от момента возникновения инициативы и заканчивается процедурой издания правового акта. Сила любого нормативного правового акта неразрывно связана с эффективностью права, с созданием наиболее совершенных законодательных актов, которые полностью отвечают требованиям современного общества.
Муниципальное правотворчество выступает в качестве главного инструмента как исполнения местного самоуправления населением непосредственно, так и осуществления управленческих решений, которые принимаются органами местного самоуправления. Сегодня Российская Федерация ведет активные поиски форм организации местного самоуправления, а также средств взаимодействия интересов местных сообществ и государства. В результате этого, основную роль в данный период времени получают вопросы, связанные с совершенствованием взаимоотношений местных органов с государственными, осознание практических, а также теоретических областей взаимоотношения местного самоуправления и государства, и их осуществления в практике законодательства.
Однако, правотворческие ошибки присущи и данной деятельности. В этой связи, все проблемы с которыми сталкивается правотворческая деятельность на местном уровне, необходимо решать на законодательном уровне. Необходимо ввести в систему муниципальных правовых актов регламенты органов местного самоуправления в статью 43, ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что предоставит участникам местного правотворчества большие возможности влиять на местное самоуправление.
Возникновение правотворческих ошибок является результатом естественных противоречий, они могут выражать объективную потребность общества в формировании нового правового порядка или, напротив, свидетельствовать о необходимости усиления охраны основ конституционного строя и противостояния незаконным актам и действиям.
На сегодняшний день все ошибки, которые встречаются в правотворческой деятельности, требуют своего незамедлительного разрешения, поскольку снижают эффективность правового регулирования, сказываются на состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуры общества.