Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Проблемное обучение в основной школе……………………………...8 1.1 История развития проблемного обучения…………………………………..8 1.2. Теоретическая основа проблемного обучения……………………………11 1.3. Организация проблемного обучения на уроках истории………………...26 Глава 2. Практическое применение проблемного обучения…………………35 2.1 Разработка урока по истории «Первые русские князья» с использованием проблемного обучения…………………………………………………………..35 2.2 Разработка урока по истории «Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм» с использованием проблемного обучения……41 2.3 Разработка проблемного урока по истории «Римская империя»………………………………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованной литературы…………………………………………...58 Приложение 1…………………………………………………………………….61 Приложение 2…………………………………………………………………….62 Приложение 3…………………………………………………………………….66 Приложение 4…………………………………………………………………….67 Приложение 5…………………………………………………………………….68

Проблемное обучение на уроках истории в основной школе

дипломная работа
Языки
60 страниц
73% уникальность
2022 год
32 просмотров
Веселова Е.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Проблемное обучение в основной школе……………………………...8 1.1 История развития проблемного обучения…………………………………..8 1.2. Теоретическая основа проблемного обучения……………………………11 1.3. Организация проблемного обучения на уроках истории………………...26 Глава 2. Практическое применение проблемного обучения…………………35 2.1 Разработка урока по истории «Первые русские князья» с использованием проблемного обучения…………………………………………………………..35 2.2 Разработка урока по истории «Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм» с использованием проблемного обучения……41 2.3 Разработка проблемного урока по истории «Римская империя»………………………………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованной литературы…………………………………………...58 Приложение 1…………………………………………………………………….61 Приложение 2…………………………………………………………………….62 Приложение 3…………………………………………………………………….66 Приложение 4…………………………………………………………………….67 Приложение 5…………………………………………………………………….68
Читать дальше
Известная книга на сегодняшний день «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского, очень любимая многими педагогами, рассказывает нам о детях (учениках и школьниках), как о месте, где хранятся правила, знания, формулы, даты, стихи. Эта впитывающая в себя губка для истин, главное – это научить их думать. Знание формул и правил, любой информации, является желанным результатом в процессе обучения школьников, но основным должно быть понимание истины. Великий учитель, новатор Сухомлинский призывал помогать обучающимся вырабатывать новые знания, открывать для себя, приобретать и в дальнейшем для всех людей.


Пишем диссертации на заказ стоимость в Перми можете узнать на сайте Work5.


. Задолго, до нашего времени, схоласты призывали изучать наш мир и наше сознание, а не заучивать и верить на слово любую информацию. Их замыслом было разгадать суть, смысл всех явлений нашей вселенной, познать Божье существо и созданный им мир, объяснить это с помощью логических рассуждений. Девиз «нужно понимать, чтобы верить» стал их главной целью. В нашей современности такая проблема остается неизменной, все так же открытой. Российская система образования перестраивается, образуются новые аспекты, она стало ориентироваться на мировое образовательное пространство, этот процесс стал сопровождаться очень важными изменениями как в теории, так и на практической деятельности. Процесс глубокого обучения, он может быть не только в школе, но у некоторых людей затянуться на всю жизнь, теперь ориентирован на время обучения в школе (от 8 до 17 лет), в этот промежуток времени человеку необходимо вместить в себя практически всю основную информацию о мире, а это огромный объем знаний. Справиться с такой ношей не каждому под силу, но важно не просто носить в себе все эти, необходимо научить ребенка думать, использовать в образовании методы обучения, развивающие способность к самостоятельному, индивидуальному получению новых знаний, умеющих связывать и поводить аналогии, выявлять закономерности. На сегодняшний день общеобразовательные школы переходят на систему ФГОС 2010-2012 гг., в связи с этим перед учителем стоят задачи, направленные на формирование универсальных действий, их формируют многие школьные учебные предметы; вырабатывание новых знаний, соответствующих новым стандартам; формирование компетенций, позволяющие школьникам учиться в обновленной системе и уже на существенно отличающемся уровне. Системно-деятельностный подход в учебной практике, лежащий в основе современного стандарта, способствует реализации таких задач. Главная идея заключается в том, что ново-изученные знания не достаются просто в выдаче информации. Ученики «открывают» и понимают их сами, когда изучают вопрос или тему самостоятельно. Их можно назвать маленькими учеными, которые делают свое личное открытие. При подаче нового материала задачей учителя должна заключаться не в том, чтобы все доступно и наглядно объяснить, рассказать и показать. Задача учителя – это организация условий для исследовательской работы детей, они сами должны додуматься до решения определенного вопроса на уроке и объяснить, как необходимо работать в новых условиях. По ФГОС ученик – это субъект учебно-познавательной деятельности, а учитель является организатором, который стимулирует данную деятельность в обучающей среде. Все обучающиеся создают собственное, индивидуальное содержание образования в подходящем темпе и на определенном уровне сложности, в итоге предъявляют знания в творческом продукте деятельности [27]. Результатом является наличие у обучающихся познавательного интереса, становление субъектной позиции в области новых знаний, успешное решение практических задач, опыта нестандартного мышления, ориентация на внутреннюю сторону успеха – жизненную самореализацию и личностный рост. В становлении необходимых навыков, которые происходят в процессе обучения, значительную роль играет технология проблемного обучения. Формируется высокий уровень мотивации к образованию, этим определяется актуальность технологии проблемного обучения, чтобы разрешить возникающие противоречия, необходимо на уроке создать проблемные ситуации, включить познавательный интерес обучающихся. Потребность в освоении новых неизведанных знаний появляется тогда, когда возникают трудности разного ранга (сложные и простые). Актуальностью технологии проблемного обучения является стабильно растущие требования к мобильности и квалификации современного работника. Общество ожидает от него не только выполнения работы по определенно заданной схеме, а также и оригинальных, самостоятельных решений установленных задач. Именно уроки, которые поводили по технологии проблемного обучения, помогут научить детей нестандартно мыслить, решать сначала поставленные учебные задачи, а затем применять полученные навыки в решении жизненных ситуаций. Целью данного исследования является изучение методики проблемного обучения на уроках истории в основной школе. В работе можно определить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретическую основу проблемного обучения. 2. Охарактеризовать организацию проблемного обучения на уроках истории. 3. Разработать уроки истории с использованием проблемного метода. Объект исследования – процесс обучения истории в основной школе. Предмет исследования – технология проблемного обучения истории, методы, формы, содержание проблемного обучения в процессе образования. Методами исследования на практическом уровне – это изучение и конкретизация педагогического опыта, на теоретическом уровне – это анализ, сравнение материала, анализ изученной литературы, анализ понятийно-теоретической системы. Гипотезой данного исследования является изучение вопросов и задач проблемного обучения, которые могут воздействовать на результативное развитие и увеличение познавательный интерес обучающихся в школьном образовании. Преподавателю не обходимо выполнить задачи, формирующие знания, которые новым стандартами, формирующие компетенции, они дают возможность обучающимся работать в новом мире на определенно высоком уровне, формирующие универсальные действия, этим могут обеспечить все учебные предметы, в особенности наука история. Осуществлению представленных выше задач обеспечивает выполнение системно-деятельностный подход на уроках в школьном образовании, его основы заложены в новый образовательный стандарт.

Читать дальше
В данной работе мы рассмотрели теоретическую основу проблемного обучения, дали характеристику организации проблемного обучения на уроках истории, разработали модель урока истории с использованием проблемного метода. Анализ психолого-педагогической и методической литературы дает нам основание сделать вывод о том, что данный метод является наиболее эффективным средством усвоения знаний обучающимися, развития у них критического и аналитического мышления, а также навыков исследовательской деятельности. В обучении с использованием проблемного метода много достоинств. Обучающимся оно дает огромные возможности для развития активизации мышления, наблюдательности, внимания, увеличения познавательной деятельности учеников. Проблемное обучение развивает инициативность, самостоятельность, критичность и самокритичность, ответственность, осторожность и решительность, нестандартность мышления, а также оно создает условия для прочного приобретения знаний, потому что их добывают в самостоятельной деятельности. В сравнении с традиционным обучением, проблемное имеет некоторые преимущества: 1. Делает учебный материал более доказательным, который способствует преобразованию знаний в убеждения. 2. Помогает научиться мыслить научно, логично, творчески, диалектически. 3. Во время исследовательской деятельности, когда обучающиеся самостоятельно приобретают знания путем поиска и анализа, они сохраняются в долгосрочной памяти, а в случае забывания, самостоятельно добытая информация быстро восстанавливается. 4. Чувства радости, удовлетворения, эйфории после приобретенных знаний, формируют глубокий интерес к предмету и научному знанию. Заинтересованная позиция педагога и высокая внутренняя мотивация обучающихся порождается благодаря успеху использования проблемного метода. Стабильные результаты можно получить благодаря таким условиям, как: 1.Посильные задания. 2. Изучение нового материала (повышает интерес обучающихся). 3.Работа в систематическом режиме. 4.Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение открывает познавательные способности обучающихся. 5. Мотивация действий, понимание, чему научатся обучающиеся в процессе работы над информацией. Существуют также и недостатки проблемного обучения, в большинстве случаев оно может вызвать затруднения у обучающегося, поэтому для осмысления и поиска решения может уйти большое количество времени, нежели при традиционном обучении. Необходимо отметить, что разработка технологической карты урока с использованием проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. При этом проблемный метод в обучении соответствует требованиям современности: обучать – исследуя, исследовать – обучая. Только при таком раскладе можно сформировать творческую личность, т. е. реализовывать основную задачу педагогического труда. Результат использования технологии проблемного обучения – это ориентирующейся в современных ценностях выпускник школы, который приобретает опыт творческой деятельности и готовый к межкультурному и межличностному сотрудничеству.
Читать дальше
1. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение − учителю / Х.Х. Абушкин. − Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2014. − 174 с. 2. Андреев В. И. Педагогика. − К.: Центр инновационных технологий, 2014. − 605 с. 3. Барахоева Ж.М. Проблемное обучение как средство повышения творческих способностей учащихся / Ж.М. Барахоева, Е.М. Алиева// Мир науки, культуры, образования. –2019.- № .1− 67 с. 4. Бордовской Н. В. Современные образовательные технологии. — М.: КноРус, 2013. − 432 с. 5. Брызгалова С.И. Проблемное обучение: учебное пособие / С. И. Брызгалова. − Калининград: КГУ, 2016. − 590 с. 6. Вахрушева Л.Н. Методы проблемного обучения детей младшего школьного возраста / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. − 2014. − № 1 – С.18-22 7. Данилов Д.Д., Исаева Н.А. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций // Начальная школа плюс До и После. − 2014. № 04. – С.4-14 8. Джон Дьюи: педагогические эксперименты в семье и школе: монография / авт. Е.Ю.Рогачева // Федер. Госуд. Бюджетное образов. Учр. Высш. Проф. Образования «Владим. Гос. Ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых». – Владимир: ВИТ-принт, 2015. – 180 с. 9. Емельянова И. А. Проблемное обучение в современном образовании / И. А. Емельянова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научной конференции. – Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. – 230 с. 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2013. − 384 с. 11. Ковалева Г.Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Г.Я. Ковалева // Учительский журнал. − 2015. − № 4. − 63 с. 12. Король, А.Д. Диалоговый подход к проектированию содержания эвристических заданий / А.Д.Король // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2008. – С. 101-110 13. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. − М. 2016. – 667 с. 14. Кухарев Н. В. Эффективность обучения и воспитания. – М.: Педагогика, 2014. - 209 с. 15. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 314 с. 16. Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. – СПб, 2017. - 212 с. 17. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. – Москва: КДУ, 2017. - 226 с. 18. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении / М.И. Махмутов // Вопросительная психология. – СПб, 2016. – 498 с. 19. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний / Е.Л. Мельникова // Сибирский учитель. – 2013. – № 5. – 94 с. 20. Оконь В. Введение в общую дидактику / пер. с польск. – М., 2016. – 311 с. 21. Пилипец Л.В., Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций/ Л.В. Пилипенко, Е.В. Клименко, Н.С. Буслова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-4. – С. 860-864.- Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34012 (дата обращения: 22.12.2021) 22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. − М.: 2017. – 596 с. 23. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее / под ред. Е.В. Ковалевской. − Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2013. − 300 с. 24. Самойлова Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО // Школьная педагогика. − 2015. − №1. − 79 с. 25. Сабитова Д.Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения / Д.Р. Сабитова // Молодой ученый. − №. 18. − 2014. − 217 с. 26. Сарбашева З.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / З.М. Сарбашева // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2015. − № 7. − 114 с. 27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ (дата обращения: 21.12.2021) 28. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. − 239 с. 29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021 г. № 287№ (действующая редакция 2021). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 01.03.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Заброшенные горда России как объекты туризма в контексте формирования экономико-географических знаний обучающихся
Количество страниц:
45
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
География
курсовая работа
Влияние стилей семейного воспитания в формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц:
35
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Национальные различия социального поведения”
Количество страниц:
40
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image