В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение психологического портрета антагониста в герметичном детективе. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены особенности детективного жанра;
- изучено понятие психологического портрета;
- рассмотрен антагонист и его значение в конфликте;
- рассмотрены стилистические особенности описания главных антагонистов в рассказе А.Кристи;
- проанализированы стилистические особенности описания главных антагонистов в рассказе К. Вурлича.
В результате выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Данная работа была посвящена изучению и сравнительному анализу стилистических особенностей описания антагонистов в детективном жанре (на примере произведений Агаты Кристи «Sanctuary» и Корнелла Вулрича «It had to be murder»). Исследование стилистики и её составляющих на современном этапе развития лингвистической науки играет немаловажную роль, позволяя в верном ключе интерпретировать авторский подтекст. Основные принципы современной лингвистики отражают растущий интерес к стилистике детективного жанра.
Подробный анализ стилистических средств создания психологических портретов предопределяет раскодирование образов и авторских посланий в тексте. Понимание и осмысление не только средств создания, но и ситуативного контекста в художественном произведении предопределяет всестороннее исследование фоновых знаний, авторской позиции, его эмоционально-оценочного отношения к отражению действительности в произведениях. Детектив, будучи специфическим литературным жанром и базирующийся на ряде стереотипов (модель сыщик – убийца, чётко выраженный конфликт, наличие саспенса, логическая цепочка, криминальная загадка и её обязательная разгадка протагонистом), имеет присущие ему стилистические средства. К ним традиционно относят эпитеты, метафору, разговорную речь, сравнение, гиперболу, иронию и др.
Анализ рассказов А. Кристи и К. Вулрича позволил выявить тенденцию к психологическому методу создания образов, для чего ими используются средства невербальной поэтики (жесты, мимика, поза, расширенное описание физического действия), активное употребление глаголов движения и перемещения в пространстве; эпитеты, зооморфная метафора, наречия как характеристика действий; смена точки зрения (персонажи показываются в разных ракурсах восприятия).
Рассказ А. Кристи отличается меньшей степени напряжённости, саспенса, конфликта. Рассказ К. Вулрича специфичен своей репортажностью, обострённостью поединка между антагонистом и протагонистом. Образ антагониста в его романе постепенно вырастает до образа загнанного хищника (зооморфная метафора), что делает структуру рассказа более разнообразной и насыщенной. Лаконичность художественных средств можно объяснить тем, что детектив требует напряжённого конфликта и активного развития действия, психологического аспекта.
По этой причине авторы прибегают к двигателям действия – глаголам, невербальной поэтике. Данная тема очень перспективна и требует дальнейших изысканий.
Современная лингвистика уделяет большое внимание исследованию феномена интертекстуальности. Исследования показывают, что в текстовом пространстве существует тенденция обращения более поздних по времени текстов к текстам авторитетным (общепризнанным), при этом «общение» текстов не ограничивается рамками какого-то одного культурного пространства.
В области детективных исследований было проведено много научных исследований, и с конца 19 века эта тема стала интересовать различных писателей. Тем не менее, расследование детектива остается актуальным, поскольку авторы научных исследований очень редко прибегают к лингвистическому и стилистическому аппарату при описании структурных, композиционных и действенных особенностей детектива и мотивируют это средним стилем детектива. стереотипный язык его языка, единообразие его характеров, действий и так далее.
Произведение английской писательницы леди Агаты Кристи было и остается одним из лучших примеров детективного рассказа. Ее книги считаются общенациональным шедевром детективной литературы и могут служить образцом для многих писателей. Изучение их работы будет продолжаться, и к ним будут привлекаться все новые и новые специалисты в области лингвистики и литературной критики. И это вполне оправдано, поскольку книги писателя имеют большое влияние на мировую литературу и особенно на литературу нашей страны.
В результате данного исследования были выявлены следующие стилистические особенности рассказа «Эриманфский вепрь»: язык автора живой и динамичный, не перегружен излишними средствами выразительности, это служит концентрации читателя на особенностях сюжета и позволяет не отвлекаться на языковые украшения.
Выразительные средства А. Кристи использует точечно, чтобы обратить внимание читателя на определенные повороты сюжета. В Арсенале выразительных средств А.Кристи были выявлены морфологические (метафора, метонимия, эпитет, сравнение) и синтаксические (повторы, параллелизм, инверсия несобственно-прямая речь) выразительные средства.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для стилистического анализа на курсе стилистики и художественного перевода.
При проведении стилистического анализа художественного текста исследователи чаще всего обращают внимание на особенности индивидуального стиля автора, на выразительные средства языка, которые автор использует для создания художественных образов. К стилистическим выразительным средствам относятся тропы и стилистические фигуры.
Тропы - это лексико-фразеологические стилистические средства, которые основаны на своеобразном использовании лексических значений. К ним относятся: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур (игра слов), антономазия (антономасия), эпитет, оксюморон, сравнение, гипербола, литота, перифраз, эвфемизм и др. Стилистические фигуры - это особые синтаксические конструкции, используемые для усиления образно-выразительной функции речи. К ним относятся инверсия, обособление, параллелизм, хиазм, повторы (анафора, эпифора, кольцевой повтор, подхват), перечисление, нарастание, антитеза, оттягивание, асиндетон, полисиндетон, умолчание, эллипсис, риторический вопрос и др.
В рамках настоящего исследования были проанализированы тропы и стилистистические фигуры в рассказе А. Кристи «Эриманфский вепрь».
При анализе лексических выразительных средств было обнаружено, что наиболее частотным стилистическим приемом является метафора.
Метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется не в прямом значении, т.е. перенесение названия с одного явления на нечто похожее. Это скрытое сравнение: в тексте указывается имя объекта сравнения, а имя субъекта не раскрыто. Приведем некоторые из них:
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.