В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Проблема административного надзора является широко обсуждаемой в науке не один год. Административный надзор является одной из составных частей общего механизма государственного контроля.
В научной и учебной литературе принято подразделять деятельность государственных органов на:
- контроль;
- надзор;
- контрольно-надзорная деятельность.
В теории высказывается мнение о том, что надзор - это совокупность действий соответствующих органов, направленных на обеспечение соблюдения административно-правовых норм и реализации государственного принуждения, в случае необходимости.
Таким образом, административный надзор - это деятельность государственных органов, специально уполномоченных на то законом, по выявлению нарушений законодательства в административно - правовой сфере, учет и анализ факторов данных нарушений, а также применение необходимых мер по их устранению.
Следует отметить, что понятие «административный надзор» стало известно еще в 60 - е годы, когда исследователи столкнулись с необходимостью отграничения таких категорий как проверка исполнения, прокурорский надзор, а также государственный контроль.
В этот период времени на законодательном уровне была введена такая категория как «административный надзор», означающая процедуру обеспечения дисциплины и законности и сфере государственного управления.
В правовой литературе можно встретить полемику относительно содержания «административного надзора». Так, ряд ученых полагают, что административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие исследователи трактуют его как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов.
Для достижения поставленных задач и целей административного надзора, данную деятельность реализует целостная система государственных органов.
Административный надзор, по своей сути, является совокупностью мероприятий по наблюдению и проверкам функционирования объекта, с целью установления отклонения от нормы.
Основная цель административного надзора сводится к установлению соблюдения норм административного законодательства, что способствует поддержанию стабильности государственного устройства, а также повышению эффективности государственного регулирования.
Проблема административного надзора заключается в наличии двух правовых конструкций, которые объединены названием «административный надзор». В целях разрешения данной проблемы следует провести анализ данных правовых конструкций.
Так, в первой трактовке, административный надзор понимается как деятельность специально уполномоченных на то законом, субъектов, проводимая для обеспечения дисциплины и законности в области государственного управления.
Во второй трактовке, «административный надзор» понимается как деятельность уполномоченных на то законом органов исполнительной власти и их должностных лиц, реализуемая с целью обеспечения исполнения установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами правил поведения.
Интересен тот факт, что в зарубежном административном праве и в отечественном административном праве дореволюционного периода использовался термин административный надзор в первой трактовке.
Известный исследователь Д.Н. Бахрах предлагает трактовать административный надзор как некий метод, используемый органами исполнительной власти с целью обеспечения законности в сфере управления.
Для более полного понимания административного надзора необходимо остановиться на его особенностях, к числу которых относят следующие:
1. Цель административного надзора сводится к обеспечению законности в сфере государственного управления;
2. Объектом административного надзора деятельность физических и юридических лиц, которые не находятся в подчинении с субъектами административного надзора;
3. Предметом административного надзора является установление соответствия поведения нормам, которые носят общеобязательный характер;
4. Надзорный орган собственноручно принимает решение о проведении административного надзора;
5. Административный надзор характеризуется принудительным, властным, предупредительным характером;
6. В процессе административного надзора реализуются правоохранительные, профилактические и иные функции.
Основным признаком административного надзора является наличие надзорной компетенции, т.е. предоставление прав государственным органам и должностным лицам на совершение определенных действий по обеспечению дисциплины и законности в деятельности граждан и организаций.
Следующим признаком административного надзора является вмешательство в деятельность объекта, который находится под надзором.
Административный надзор предполагает наличие определенных процедур, включающих в себя производство, к примеру: процедура лицензирования, процедура регистрации и т.д.
Таким образом, можно вывести следующее понятие административного надзора: как формы правовой деятельности управомоченного законом субъекта, реализуемая, посредством совершения юридически значимых действий в отношении поднадзорных объектов для обеспечения целей законности в сфере государственного управления, обеспечения правопорядка.
Административный надзор, в сфере государственного управления, является автономным институтом, обладающий определенными специфическими признаками, позволяющие его обозначить как юридическую форму государственно-властной деятельности уполномоченных органов.
При анализе понятия и особенностей административного надзора важным является определение его назначения. Главное назначение административного надзора заключается в претворении в жизнь административно-правовых норм. На данное утверждение обращает внимание Д.Н. Бахрах, который говорит, что важным направлением административного надзора выступает правотворчество и участие в определении правового режима объектов надзора.
Резюмируя сказанное выше, необходимо отметить, что административный надзор -это правовая категория, вызывающая полемику в теории, которую следует понимать как самостоятельную функцию органов исполнительной власти и их должностных лиц, сводящуюся к установлению единообразия применения норм в сфере государственного управления.