Введение……………………………………………………….…………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса о влиянии семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ………………..5 1.1 Процесс обучения младших школьников. Факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе. ………………………………………..5 1.2 Влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………………….10 1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка …………………………………………………………………………..18 Глава 2. Экспериментальное изучение вопроса влияния семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ……………27 2.1 Диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста………………………………………. 27 2.2 Методика работы с родителями по формированию правильных отношений с ребенком младшего школьного возраста………………………34 Заключение ……………………………………………………………..41 Список литературы……………………………………………………..43  

Влияние семьи на школьную успеваемость в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Психология
45 страниц
63% уникальность
2022 год
37 просмотров
Маслакова Е.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………….…………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса о влиянии семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ………………..5 1.1 Процесс обучения младших школьников. Факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе. ………………………………………..5 1.2 Влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………………….10 1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка …………………………………………………………………………..18 Глава 2. Экспериментальное изучение вопроса влияния семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста ……………27 2.1 Диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста………………………………………. 27 2.2 Методика работы с родителями по формированию правильных отношений с ребенком младшего школьного возраста………………………34 Заключение ……………………………………………………………..41 Список литературы……………………………………………………..43  
Читать дальше
Важным вопросом при определении точек опоры для улучшения успеваемости учащихся на начальном уровне является определение того, как и в какой степени участие родителей влияет на успеваемость учащихся. Такие знания могли бы способствовать реструктуризации родительской практики, а также школьной политики и мероприятий, особенно тех, которые связаны с работой с родителями. Действительно, исследование этих характеристик помогло бы в разработке и осуществлении мероприятий, максимально расширяющих участие родителей с целью оказания положительного влияния на обучение детей. Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений.


Студентам интересна цена курсовой работы по литературе. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков). Проблема успешности обучения детей является комплексной, решение которой возможно лишь при ее многоаспектном анализе с точки зрения физиологии, психологии, медицины и педагогики. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. К психологическим критериям учебной успешности относят показатели психического развития ребенка: уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональную зрелость, личностные качества, формирующиеся в процессе обучения человека. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных школьников к обучению в школе, выявлению роли родителей в процессе успешного обучения детей. Объект исследования: взаимоотношение детей и родителей Предмет исследования: влияние семьи на успешность обучения ребенка Целью исследования стало изучение влияния семьи, как одного из социально-психологических условий успешности обучения детей младшего школьного возраста. База исследования: МБОУ СОШ №17. Выборка представлена группой учеников первого класса (30 человек) и их родителями. Гипотеза: участие родителей в жизни школы существенно влияют на успеваемость детей. Задачи: 1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы отношений между родителями и детьми младшего школьного возраста и влияние семьи на успешность обучения младших школьников; 2.провести диагностическое исследование взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста и выявить роль родителей в процессе успешности обучения у детей младшего школьного возраста 3.подобрать методику работы с родителями по формированию правильных отношений с детьми младшего школьного возраста, рассмотреть тренинговую программу для детей и родителей по коррекции детско-родительских отношений. Методы: В исследовании нами был применен комплекс методов: 1. теоретический (анализ социально - психологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме); 2. эмпирический; 3. психодиагностический метод (беседа, экспертная оценка, анкетирование родителей, наблюдение и обобщение педагогического опыта); 4. качественный и количественный анализ результатов исследования. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования для коррекции детско-родительских отношений в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы  

Читать дальше
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. А.В. Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Гарбузов В.И. отмечает несколько стилей неправильного воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок, принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Результаты исследования ученых психологов и педагогов позволяют сделать следующие выводы: 1.при авторитарном стиле воспитания ребенок испытывает конфликтность и враждебность в семейной ситуации, у него преобладают страхи смерти, одиночества, замкнутого пространства, темноты и глубины; 2.при гипоопекаемом стиле он испытывает повышенную тревожность и у него заострены страхи нападения, животных и высоты; 3.стиль воспитания по типу отвержения приводит к развитию чувства неполноценности в семейной ситуации и развитию целого набора устойчивых страхов: смерти, снов, сказочных персонажей, боли и стихии. Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить: -стремление ребенка к независимости и самостоятельности; -излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сферах жизни, -расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь - разные системы ценностей. Таким образом детско-родительские отношения, как фактор воспитания в семье должны строится на доверии и понимании обеих сторон. От качества семьи и школы зависит привитие детям с раннего возраста чувства справедливости, понимания их человеческого достоинства и знаний, а также выработка ассертивного отношения к всякого рода оскорблениям в отношении людей. . От обеих организаций также в значительной степени будет зависеть, выработают ли дети адекватные привычки в еде, ценят ли они физическое и психическое здоровье, научатся ли они отвергать нежелательное поведение и научатся ли ценить и заботиться о культурном наследии. В то же время в семье и в школе человек в раннем возрасте учится уважать политическое, религиозное, расовое и гендерное разнообразие, а также способствовать прогрессивному строительству основ общества, заботящегося о людях и окружающей их среде. Короче говоря, именно в семье и в школе мы можем научиться ценить семью и школу и воспринимать их как два необходимых пространства для гармоничного развития людей. Таким образом, необходимо отметить, что семья и школа по отдельности никогда не смогут выполнить задачи, описанные в предыдущих абзацах. Следовательно, необходимо поощрять и продвигать союз или социальный договор между этими учреждениями, поскольку и то, и другое необходимо для разработки и применения стратегий солидарности в интересах развития детей. Без ежедневной поддержки семьи школе очень трудно обучать субъектов, способных уважать себя и других, а также быть способными к обучению привычкам и ценностям, необходимым для достижения лучшего качества жизни.  
Читать дальше
1. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. –- М. : Изд.-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 695 с. 2. Егорова О. Школа лидеров – средство воспитания настоящих педагогов // Учительская газета «УГ Москва». - №29 от 19 июля 2011 г. //Электронный ресурс URL.: http://www.ug.ru/archive/41294 (дата обращения 26.04.2022 г.). 3. Курапова Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе. // Электронный ресурс. URL.: http://www.jurnal.org/articles/2010/ped36.html (дата обращения 26.04.2022 г.). 4. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. – М. : Педагогика, 1982. – 237 с. 5. Лесгафг, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 362 с. 6. Макаренко, A. C. Педагогические сочинения в 8-ми т., т. 4 [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 543 с. 7. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики, журналисты / Сост.: В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. - 2-у изд. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 367 с., ил. 8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.- 944 стр. – ISNB 978-5-902638-11-7. 9. Пономарева Н.И. Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования самооценки детей младшего школьного возраста. // Электронный ресурс. Социальная сеть работников образования. URL.: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlyaroditelei/2013/08/26/osobennostey-detsko-roditelskikh-otnosheniy (дата обращения 26.04.2022г.). 10. Решетникова О. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. 2006. - №3. - Электронный ресурс. URL.: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304 (дата обращения 26.04.2022г.). 11. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: специальность: дис. … канд. психол. наук / Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2002, 185 с. 12. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. – (Психол. наука -школе). – ISBN5-09-002988-1. 13. Солдатова И.В. «Успех и успешность младшего школьника как социально-педагогическая проблема» // Электронный ресурс. URL.: http://school2zatopol.ucoz.ru/publ/vneklassnye_meroprijatija/nauchnaja_statja/uspekh_i_uspeshnost_mladshego_shkolnika_kak_socialno_pedagogicheskaja_problema/17-1-0-80 (дата обращения 26.04.2022г.) 14. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений т. 10 [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Изд-во Академии пед. наук, 1950. – 597с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Индивидуальный стиль журналиста Алексея Пивоварова
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стилистика
курсовая работа
Реализация молодёжной политики в регионе (на примере Иркутской области)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Принципы управления персоналом
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image