Введение 3 Глава 1. Теоретические основы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 5 1.1. Психофизиологические механизмы письма и чтения в онтогенезе 5 1.2. Характеристика нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 9 1.3. Методы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 12 Выводы по главе 1 16 Глава 2. Эмпирическое исследование предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 17 2.1. Организация, методы и результаты исследования 17 2.2. Направления по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста 25 Выводы по главе 2 29 Заключение 29 Список литературы 31

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ТНР

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
71% уникальность
2022 год
17 просмотров
Заварзина Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 5 1.1. Психофизиологические механизмы письма и чтения в онтогенезе 5 1.2. Характеристика нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 9 1.3. Методы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 12 Выводы по главе 1 16 Глава 2. Эмпирическое исследование предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи 17 2.1. Организация, методы и результаты исследования 17 2.2. Направления по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста 25 Выводы по главе 2 29 Заключение 29 Список литературы 31
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) имеет большое значение для умственного развития ребенка, развивает мышление. Письмо лежит в основе концепций современных психолингвистов, согласно которым грамотное письмо – это умение выразить мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно-коммуникативные, а не просто речевые умения. нарушения чтения представляют собой распространенную форму речевой патологии детей школьного возраста и потому относятся к активно развивающейся области исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов и др. Чтение, посредством которого учащиеся получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний.


Если вас интересует заказ рефератов недорого , обратитесь к специалистам Work5.


Нарушения чтения у детей на сегодняшний день, это одна из самых актуальных проблем логопедии. Недостатки чтения неблагоприятно влияют на понимание смысла читаемых текстов и тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. Актуальность темы заключается в том, что у учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессом чтения, в то время как успешное овладение чтением способствует развитию словаря и грамматического строя речи. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения коррекции письма и чтения у детей, следует отметить такие имена Р.А.Ткачев, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева и др. Тем не менее, до сих пор проблема комплексного предупреждения нарушений письма и чтения у младших школьников с ТНР не решена. Объект исследования: нарушение письма и чтения у детей с ТНР. Предмет исследования: предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ТНР. Цель исследования: изучить предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ТНР. Задачи исследования: 1. Рассмотреть психофизиологические механизмы письма и чтения в онтогенезе. 2.Охарактеризовать нарушения письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи. 3.Проанализировать методы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи. 4.Провести эмпирическое исследование нарушений письма и чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Методы исследования: – теоретические: анализ научной психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы; – эмпирические: анализ письменных работ учащихся, тестирование – интерпретационные: количественный и качественный анализ. Теоретическая значимость. Рассмотрен онтогенез чтения и письма, проанализированы методы предупреждения нарушений письма и чтения у детей с ТНР. Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в диагностической и коррекционно-профилактической работе с детьми младшего школьного возраста с дислексией учителями–логопедами, педагогами–психологами, учителями. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Читать дальше
Таким образом, чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому если одна из зон «не срабатывает», весь процесс теряет смысл. Чтение, следует понимать как одну из основных форм опосредствованной коммуникации в общей системе социальных коммуникаций. Именно с помощью чтения общество, его социальные сообщества и институты, наконец, социальные факторы разного уровня получают возможность обмениваться информацией. Понятие «чтение» неразрывно связано с понятиями «письмо» и «текст» и выполняет важные социально–коммуникативные функции, среди которых самыми распространенными являются мировоззренческая, социализационная, профессиональная, культурологическая. Чтение, как основной способ получения учебной информации, играет очень важную роль в процессе усвоения знаний. Чтение – сложная деятельность, в которой разделяют процесс перекодирования письменной речи в звучащую (техническую сторону) и постижение смысла прочитанного (содержательную сторону). Данные два вида чтения тесно взаимосвязаны и вместе являются составляющими «полноценного чтения». В сущности, без овладения механизмом чтения невозможно понимание смысла читаемого, тем не менее техническое чтение – лишь механическое озвучивание текста и воспроизведение смысла прочитанного. В начальной школе дети должны овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Рассмотрены психофизиологические механизмы письма и предпосылки овладения письменной речью в онтогенезе. Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Чем меньше «фонетичность» письма, тем сложнее осуществляется моделирование звуковой структуры слов и тем это психологически труднее для освоения навыка письма. Результаты констатирующего эксперимента исследования показали, что у многих детей имеются нарушения чтения, а именно смешанная дислексия. У данной группы детей были выявлены нарушения в понимании смысла прочитанного; трудности в узнавании букв; трудности в дифференциации звука и буквы; недоразвитие функций фонематического анализа и синтеза; трудности чтения прямых и обратных слогов; трудности чтения слогов со стечением согласных звуков; трудности усвоения букв, сходных графически и т.д. У детей c нарушением чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Дети с дислексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи, все это приводит к нарушению у детей сформированности читательской компетенции. Для того, чтобы определить план и время коррекционного процесса, необходимо тщательно анализировать специфические ошибки письма, а также причины дефекта. Только систематические и целенаправленные занятия разнообразного характера, направленные на работу различных анализаторов, а особенно тех, чья работа нарушена, помогут полностью или частично устранить дисграфию. Предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников будет происходить более успешно, если логопедическая работа будет выстраиваться и подбираться исходя из данных речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также с учетом логопедических принципов. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 133 с. 2. Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно–смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Т.А. Алтухова // Школьный логопед. – 2014. – №1(4). – С. 13–73. 3. Ахутина, Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М., Сфера, 2015 – 156 с. 4. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя. – Минск: Ура–джай, 2016. – 75 с. 5. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 6. Горецкий, В.Г. Повышение эффективности и качества формирования навыка чтения как важнейшее условие интенсификации процесса обучения и воспитания младших школьников / В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015. –150 с. 7. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с. 8. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт–Петербург: 2016. – 296 с. 9. Иншакова, О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. Дисс.канд. пед.наук / О.Б. Иншакова – Москва : Наука 2011. – 170 c. 10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с. 11. Кубасова, О.В. ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение» / О.В. Кубасова. Изд–во «Ассоциация 21 век», 2011. –120 с. 12. Лактионова, О.В. Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников. / О.В. Лактионова // Актуальные проблемы фундаментализации образования. 2015. №4. С.5–65. 13. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В Венедиктова СПб, 2011. – 160 с. 14. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина –М., 2012. – 160 с. 15. Лурия, А. Р. Очерки психологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия – М.: Просвещение, 2012. – 140 с. 16. Озерецкий, Н.И. Психопатология детского возраста / Н. И. М.: Просвещение, 2015. – 230 с. 17. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. 2015. №2. С. 9–63. 18. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. 19. Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. 20. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. / Т.А.Фотекова, Т.В. Ахутина – М.: АРКТИ, 2012. – 136 с. 21. Ястребова, А.В. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова – М.: Просвещение, 2016. – 139 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности фразеологических единиц с семантическим элементом цветообозначения в английском языке
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
дипломная работа
Международно-правовое обеспечение сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере миграции 
Количество страниц:
55
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международное право
курсовая работа
Организация досуга с древности до наших дней. История досуга в России
Количество страниц:
26
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image