ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие и сущность детского коллектива как психолого-педагогического феномена 6
1.2 Особенности детского коллектива младших классов 8
1.3 Педагогические условия формирования детского коллектива в начальной школе 12
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
2.1 Характеристика и анализ состояния сформированности коллектива младших школьников 16
2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию детского коллектива 19
2.3 Методические рекомендации по формированию детского коллектива в начальной школе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Читать дальше
Современные условия развития общества ставят перед личностью ряд требований: гуманистические ценности, гражданственность, патриотизм, коммуникабельность, толерантность, формирование которых происходит во время всестороннего общения детей друг с другом, их разноплановой деятельности (игр, учебно-воспитательного процесса, общественно-полезного труда). Особую роль в этом занимает детский коллектив как среда формирования личности ребенка, оказывающий разнообразное влияние и выступающий основой взаимодействия через коллективные связи.
Детский коллектив является психолого-педагогическим феноменом. Анализ научной литературы показывает, что существует множество определений термина «коллектив». В своей работе мы будем придерживаться определения, данного А.С. Макаренко: «детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями».
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением таких условий, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения.
В рамках исследования была организована опытно-экспериментальная работа по формированию детского коллектива на базе 3 «А» класса МБОУ гимназии №1 имени героя Советского Союза В.Г.Тимонова Карасукского района Новосибирской области. Опираясь на результат проведенной опытно-экспериментальной работы для повышения уровня сформированности детского коллектива, были определены педагогические условия: совместная деятельность учащихся, групповая работа, совместная внеурочная деятельность, соревнования, классные часы.
Положительная динамика уровня сформированности детского коллектива помогает доказать правильность выбора направления опытно-экспериментальной работы, целью которой являлось проведение игр, направленных на увеличение уровня сплоченности. Исследование показало, что разработанная система игр дает шанс реально увеличить показатели сплоченности и сформированности детского коллектива. Взаимодействие детей во время игр помогает повысить качество взаимоотношений коллектива, возрастает степень комфорта каждой личности и в целом психологический микроклимат группы. Итоги исследования доказывают эффективность внедрения системы игр, целью которой являлось установление положительного психологического климата, дружественных межличностных отношений в классном коллективе, а также уменьшение дискомфорта общения между детьми.
Для учителя начальных классов основной задачей на первых этапах обучения детей будет являться формирование сплоченного детского коллектива. Процесс формирования школьного коллектива непростой и всегда противоречивый. Дети младшего школьного возраста имеют индивидуальные особенности, которые педагогу необходимо учитывать. Зная особенности, характерные каждому ребенку, педагог должен уметь приспосабливаться к ним и включать ученика в активную деятельность коллектива. Грамотно организованный детский коллектив представляет собой группу, в которой отношения между детьми выстроенные педагогом с воспитательной целью.
Читать дальше
1. Аджиева Е.М., Гаврилова М.А. Особенности формирования детского коллектива в начальных классах // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. материалы X Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 19-24.
2. Бучнева Е.А. Сплочение коллектива младших школьников как важная педагогическая задача // В сборнике: Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам ХVII студенческой международной научно-практической конференции. 2019. – С. 22-26.
3. Гиниятова А.Н. Система работы классного руководителя по формированию детского коллектива в младшем школьном возрасте // В сборнике: Теоретические и практические основы научного прогресса в современном обществе. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. – С. 94-95.
4. Горскина Т.В. Формирование детского коллектива в начальной школе // Ratio et Natura. – 2020. – № 2 (2).
5. Дьякова А.Ю. Способы сплочения детского коллектива обучающихся начальной школы // Молодой ученый. 2020. – № S26-1 (316-1). – С. 10-13.
6. Козыр О.С. Особенности формирования детского коллектива в начальной школе // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей X Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Пенза, 2021. – С. 234-236.
7. Коломинский Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. Пособие. - Мн.: ТеатраСистемс, 2000.
8. Магомедова З.М. Формы и методы формирования коллектива детей младших классов во внеурочной деятельности // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. – С. 387-397.
9. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива [Текст] : пед. соч. : В 8 т. / А.С. Макаренко - М. : Педагогика, 1984. – Т. 4 – 396 с.
10. Моисеева К.С. Роль учителя начальных классов в формировании ученического коллектива: статья в журнале / К.С. Моисеева. – Текст: непосредственный // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – №5 –2 (83). – С. 35-37.
11. Морозова А.А. Детский коллектив и руководство им // Аллея науки. 2017. Т. 1. – № 16. – С. 875-878
12. Некляева Ю.Р. Педагогические условия сплочения детского ученического коллектива начальной школы // В сборнике: Проблемы научно-практической деятельности. перспективы внедрения инновационных решений. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. – С. 217-221.
13. Новикова Л.И. Детский коллектив как социально-педагогическая система // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2014. – № 3. – С. 31-53.
14. Пермякова К.А. Исследование влияния групповой работы на развитие коллектива младших школьников // В сборнике: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. – С. 153-156.
15. Рудяева Т.С., Королева А.Ю. Самоуправление как средство формирования лидерских качеств у младших школьников в детском коллективе // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. – С. 459-462.
16. Сабитова Д.Р. Эффективные условия организации внеклассной воспитательной работы в начальной школе // В книге: Вызовы XXI века. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редакторы А.Г. Мухаметшин, Р.М. Галиев, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, М.А. Расторгуева. Набережные Челны, 2021. – С. 247-249.
17. Селюкова Е.А., Ишкова В.В. Педагогические условия использования игровой ситуации для сплочения детского коллектива начальной школы // Матрица научного познания. 2019. – № 6. – С. 275-280.
18. Сковородкина И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учебное пособие / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – Москва: Академия, 2018. – 318 с. – ISBN 978-5-4468-6203-0. – Текст: непосредственный.
19. Сопочкина О.А. Деятельность педагога по формированию классного коллектива в начальной школе // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов. Сборник материалов VIII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. – С. 14-16.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.
Читать дальше