Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Формирование толерантности у педагогов как объект психолого-педагогических исследований…………………………………6 1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования толерантности в психолого-педагогической литературе……………………..6 1.2. Особенности проявления фрустрационной толерантности у педагогов в образовательном процессе………………………………………12 1.3. Формирование умений толерантного отношения к фрустрации у учителей…………………………………………………………………………28 Выводы по первой главе………………………………………………33 Глава 2. Фрустрационная толерантность как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности………………………………………………34 2.1. Понятие комфортного психологического пространства образовательной организации, его компоненты……………………………..34 2.2. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды…………………………………………………………39 2.3. Управление психологически комфортной средой образовательной организации……………………………………………………………………44 2.4. Взаимосвязь фрустрационной толерантности педагога и психологически комфортного пространства образовательной деятельности…………………………………………………………………..52 Выводы по второй главе…………………………………………………… Глава 3. Экспериментальное исследование формирования фрустрационной толерантности педагогов………………………………..64 3.1. Организация и методы исследования………………………………64 3.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……67 3.3. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента………90 Заключение………………………………………………………………97 Список литературы………………………………………………………99 Приложение

Психолого-педагогическое сопровождение формирования фрустрационной толерантности педагогов

дипломная работа
Педагогика
100 страниц
81% уникальность
2022 год
28 просмотров
Пузырев С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Формирование толерантности у педагогов как объект психолого-педагогических исследований…………………………………6 1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования толерантности в психолого-педагогической литературе……………………..6 1.2. Особенности проявления фрустрационной толерантности у педагогов в образовательном процессе………………………………………12 1.3. Формирование умений толерантного отношения к фрустрации у учителей…………………………………………………………………………28 Выводы по первой главе………………………………………………33 Глава 2. Фрустрационная толерантность как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности………………………………………………34 2.1. Понятие комфортного психологического пространства образовательной организации, его компоненты……………………………..34 2.2. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды…………………………………………………………39 2.3. Управление психологически комфортной средой образовательной организации……………………………………………………………………44 2.4. Взаимосвязь фрустрационной толерантности педагога и психологически комфортного пространства образовательной деятельности…………………………………………………………………..52 Выводы по второй главе…………………………………………………… Глава 3. Экспериментальное исследование формирования фрустрационной толерантности педагогов………………………………..64 3.1. Организация и методы исследования………………………………64 3.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……67 3.3. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента………90 Заключение………………………………………………………………97 Список литературы………………………………………………………99 Приложение
Читать дальше
В настоящее время уход от единообразия и унфицированности проявляется как в создании инновационных, частных школ, во введении в ФГОС и др., так и в разработке авторских программ, широкого внедрения новаторских методов преподавания и воспитания. Настоящий учитель всегда был профессионалом конструирующим свою деятельность на основе собственного опыта, знаний, общекультурного потенциала, развития у учащихся творчество, формируя активную жизненную позицию и нравственные качества.


Если нужны ответы на билеты на заказ в Иркутске , специалисты Work5 помогут.


В условиях изменившейся социально-экономической реальности в современной школе особенно нужен учитель, соединяющий в себе высокий профессионализм с богатством профессионально значимых общечеловеческих качеств личности. Психолого-педагогическая наука прошлого и настоящего располагает значительным количеством исследований влияния личностных качеств на эффективность образовательного процесса. Поскольку развитие личности учителя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности, предполагается изменение социальных сил, преобразование установок, ориентаций, потребностей, интересов, мотивов поведения через изменение ее направленности и наличие у каждого учителя стремления к самопознанию. При таком подходе критерием профессионального развития учителя будет служить объективная реальность его личностных качеств. Последние два десятилетия в целом ряде исследований особо освещается проблема самосознания и самоопределения личности учителя. Во многих работах предполагаются различные иерархии ценностей учителя в его качествах, где перечислены такие, как доброжелательность, педагогический такт, толерантность, гуманность и др. Прослеживается связь повышения эффективности педагогической деятельности со степенью сформированности личностных свойств. Новые социально-экономические условия диктуют изменения в требованиях к учителю как в содержании и результатах, так и в выборе способов и приемов педагогической деятельности. Учитель организует деятельность и процесс развития учащихся, поэтому должен находиться в состоянии непрерывного самосовершенствования, ориентироваться на необходимость обновления содержания деятельности, внедрять новые технологии, которые соответствуют требованиям модернизации образования. Сегодня учителю необходимо искать более приемлемые пути и средства обучения и воспитания обучающихся, учитывая потребности общества в социально активной, творческой, инициативной, способной к самоопределению личности. Эта цель может быть реализована учителем, если его индивидуальное развитие осуществляется в единстве личностных и профессиональных составляющих, если его педагогическая деятельность основана на использовании эффективных, оптимальных способов и приемов, которые реализуются в его индивидуальном стиле. Актуальность исследования определяется современными требованиями общества к образовательному процессу, необходимостью самосовершенствования учителя и совершенствования способов и приемов педагогической деятельности, что и обусловило проблему исследования. Объект исследования: Толерантность педагогов как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности. Предмет исследования: фрустрационная толерантность педагогов как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности. Цель работы: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования фрустрационной толерантности у педагогов в образовательном процессе Задачи: • Изучить теоретические подходы к проблеме формирования толерантности у педагогов как объекта психолого-педагогических исследований в психолого-педагогической литературе • Определить особенности проявления или непроявления фрустрационной толерантности у педагогов • Проанализировать формирование умений толерантного отношения фрустрации у учителей • Рассмотреть и провести анализ актуального состояния проблемы фрустрационной толерантности у педагогов в практике образовательного учреждения • Определить критерии психолого-педагогического сопровождения формирования фрустрационной толерантности у педагогов • Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования толерантности у педагогов в образовательном процессе Научная новизна исследования состоит в том, что: - уточнена структура и содержание фрустрационной толерантности педагога, выявлены и обоснованы критерии, показатели, функции, сформулированы уровни фрустранционной толерантности педагога общеобразовательной школы; - выявлены условия, способствующих овладению педагогами высокими показателями умения выходить из фрустрационного состояния. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку концептуальных положений личностно-профессионального роста педагога: теоретико-методологическим обоснованием целесообразности и возможности развития толерантной культуры педагога с учетом уровня проявления ее основных компонентов в виде созидательных (личностных и профессиональных) ценностей, качеств, умений, приемов и способов взаимодействия педагога с другими участниками образования в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования толерантности у педагогов в образовательном процессе в условиях образовательной организации, которая реализуется в виде соответствующих мастер-классов, тренингов и занятий. В контексте решения проблемы развития фрустрационной толерантной педагога, уточнено понятие «толерантная культура педагога», «фрустрационная толерантность» выявлены ее основные компоненты, критерии и уровни. Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования, разработанная программа развития фрустрационной толерантности педагога, включающая тренинги, обеспечивающие развитие толерантной культуры педагога, реализуются в образовательном процесс КРИПКиПРО г. Кемерово. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы при организации системы повышения уровня толерантной культуры педагога в образовательных организациях: разработке комплексных программ, проектов, педагогических семинаров, тренингов, содержания деятельности творческих мастерских и лабораторий в работе с педагогами, ориентированными на укрепление сотрудничества с участниками образования, составляющими поликультурное сообщество в школах, самореализацию их в духе толерантности. Результаты исследования могут быть также использованы как при совершенствовании профессионального мастерства педагога в образовательных учреждениях разного типа, при чтении курсов лекций в вузах, так и при организации обучения педагога в системе повышения его квалификации. Положения на защиту: 1. В качестве основных функций толерантной культуры педагога выделены: социализирующая, развивающая, воспитательная, созидательная, стимулирующая, преемственности. 2. Практический блок ориентирован на повышение уровня фрустрационной толерантности педагога посредством тренингов, которые призваны сформировать у педагога умения, приемы и способы: понимать, принимать, поддерживать и ценить другого человека, конструктивно разрешать конфликты с участниками образования на основе критического осмысления и рефлексивного анализа ситуации; вести диалог, дискуссии, обеспечивать овладение каждым педагогом способами субъект-субъектного взаимодействия в различных видах деятельности учебной и внеучебной; совершенствовать профессионально-важные качества педагога, отвечающие ценностям толерантной культуры, формировать мотивацию к осуществлению социально-значимых деяний и достижению высокого уровня толерантности к фрустрации. 3. Педагогические условия, способствующие эффективному развитию толерантного отношения к фрустрации педагога: установка педагога и педагогического коллектива на толерантность; поддержка, сохранение и приумножение традиций толерантности в образовательной организации; субъект-субъектный характер взаимодействия как основа диалога участников образовательного процесса; создание гуманитарной образовательной среды в образовательной организации. Экспериментальная база: ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово

Читать дальше
Педагогическая толерантность имеет первостепенное значение в работе учителя, и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Постановка данной проблемы определила актуальность и выбор темы научного исследования- «формирование толерантности учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки» В результате проведенного теоретического и эмпирического исследований были получены следующие выводы: Анализ психолого-педагогической и специальной литературы свидетельствует о том, что понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятие терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания. Рассматривая толерантность через феномен общения, следует сделать вывод, что толерантность, являясь основой общения, тем не менее, не сводима к нему. Общение, направленное на достижение максимальной общности субъектов, выступает в свою очередь целью толерантности, которая призвана посредством своих внутренних механизмов превратить «другого» как объекта, в полноправного партнера по общению – в субъекта. С другой стороны, имея двойственную природу, и будучи единством противоположностей, толерантность играет двойную роль в структуре общения: она через эмоциональную составляющую характеризует процесс общения изнутри и объективно отражает взаимоотношения субъектов через комплекс поведенческих реакций на основе рационального постижения отношений субъектов. Рассматривая гуманистическую основу воспитания, приходим к выводу, что система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребёнка. Педагог никогда не дожжен забывать о том, что для него понятие толерантности отождествляется, прежде всего, как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между учителем и его учениками. Также в работе были рассмотрены основные критерии и показатели толерантности: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность мышления, мобильность поведения, социальная активность, и функции толерантности: мирообеспечивающая, регулирующая, психологическая, воспитательная, коммуникативная, креативная, культуросохраняющая. Помощь педагогу в процессе воспитания культуры толерантности оказывает педагогическая герменевтика - наука, изучающая проблему понимания, истолкования и выявления глубинных смыслов в образовательной деятельности в целом, и в воспитательной практике, в частности. Роль герменевтики состоит в том, чтобы придать образовательной деятельности воспитательную направленность, имея в виду, прежде всего, такой важный момент, как целеполагание. Ключевые вопросы: С какой целью? Ради чего? - в постоянном внимании герменевтики. Не обозначив цели воспитания, невозможно искать средства достижения этих целей. В широком смысле герменевтику сегодня понимают как искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека, что является одним из важнейших моментов в воспитании толерантного человека. Метод педагогической герменевтики помогает принять и понять каждого ребенка, развивает педагогическую интуицию, толерантность в преодолении ситуации «непонимания», приближает педагога к решению актуальных задач гуманизации жизни детей. Понимание всегда начинается с выявления непонимания, затем следуют операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, культурному и педагогическому опыту, а затем следует рефлексия как движение в смыслах. Выявление, распознавание собственного профессионального непонимания - весьма сложная педагогическая задача. С увеличением опыта школьного образования терпимость к академической фрустрации будет снижаться. Есть также две темы, требующие дальнейшего изучения: как будет повышаться толерантность к фрустрации с возрастом учителей и каковы соответствующие влияющие переменные, но из-за ограниченности выборки в этом исследовании эти цели исследования не могут быть достигнуты. Дальнейшие исследования должны изучить другие факторы, которые могут напрямую влиять на толерантность преподавателей университетов к академическим разочарованиям, особенно в отношении общей академической системы и развития исследований. Кроме того, взаимосвязь между внешней средой и терпимостью к академической фрустрации следует изучить дополнительно, чтобы принять конкретные контрмеры для улучшения. В заключение можно сказать, что в поликультурной среде педагог должен стать носителем и выразителем общечеловеческих культурных ценностей. Период подготовки должен обеспечить будущему педагогу возможность не только глубокого освоения предметной области на том уровне, который соответствует задачам модернизации образования, но и выстроить ценностно-смысловые ориентиры.  
Читать дальше
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. 2. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст] / Н.А. Асташова. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2000. 17. 3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М. :Вербум-М, 2011. – 168 с 5. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб. :прайм-ЕВРОЗНАК. 2010. – 672 с. 6. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2012. – 288 с. 7. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. – 2012. – № 6. – С. 12-16. 8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2011. – 536 с. 9. Гаева, А. С. Толерантность - императив политики мультикультурализма// Обозреватель №5 (292) 2014, Мо- сква. Стр. 75–82. 10. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2012. – С. 31-40. 11. Жмырова Е. Ю. О понятии «толерантность» и ее видах / Е. Ю. Жмырова // Вестник ТГТУ. - 2006. - Том12. - №4Б. - С. 1265-1269. 12. Ильинская, Е. А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург, 2009. - 23 с. 13. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. 14. Олпорт Г. Становление личности. Серия Живая классика. / Г. Олпорт М. изд.Смысл 2002г. с.464 15. Рожкова М.И. Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003, -С.33-46. 16. Солдатова, Г. У. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. - с. 47. 17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов выш. и сред. Пед. учебных заведений. - М.: Изательский цент «Академия», 2001. - 176 с 18. Психодиагностика толерантности личности/ Под. ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шейгеровой. – М.: Смысл, 2008. 12.Салливен, Г.С. Интерперсональная теория личности. 19. Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика// Общество и право № 4 (41). - Краснодар, 2012. Стр. 329-334 20. Толерантность и согласие / Под. ред. В.А. Тишкова. – М., 1997. 16.Уолцер М. О терпимости. – М., 2000. 21. Haron, S., Ariffin, A. S., and Idrus, D. (2019). Validating the development of instrument for measuring nurse’s performance scale. J. Manag. Info 6, 31–38. doi: 10.31580/jmi.v6i1.495 22. Zamanzadeh, V., Ghahramanian, A., Rassouli, M., Abbaszadeh, A., Alavi-Majd, H., and Nikanfar, A. R. (2015). Design and implementation content validity study: development of an instrument for measuring patient-centered communication. J. Caring sci. 4:165. doi: 10.15171/jcs.2015.017 23. Clifford, M. M. (1988). Failure tolerance and academic risk-taking in ten-to twelve year-old students. Br. J. Educ. Psychol. 58, 15–27. doi: 10.1111/j.2044-8279.1988.tb00875.x 24. Wang, X.-y (2014). A Study on Influencing Mechanism of Challenge-Hindrance Academic Stressor on University Teachers’ Academic Performance. Ph.D. dissertation, Tianjin University, Tianjin. 25. Clifford, M. M. (1988). Failure tolerance and academic risk-taking in ten-to twelve year-old students. Br. J. Educ. Psychol. 58, 15–27. doi: 10.1111/j.2044-8279.1988.tb00875.x 26. Clifford, M. M., Kim, A., and McDonald, B. A. (1988). Responses to failure as influenced by task attribution, outcome attribution, and failure tolerance. J. Exp. Educ. 57, 17–37. doi: 10.1080/00220973.1988.10806493 27. Cui, J. J. (2018). Research on incentive dilemma and governance of young researchers in colleges and universities frоm the perspective of process. Sci. Manag. Res. 36, 97–100. 28. Gelbrich, K. (2009). Anger, frustration, and helplessness after service failure: coping strategies and effective informational support. J. Acad. Mark. Sci. 38, 567–585. doi: 10.1007/s11747-009-0169-6
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблемы соблюдения и защиты авторских прав в глобальной сети Интернет»
Количество страниц:
33
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Организация электроснабжения серверов с защитой от аварийного отключения сети электропитания
Количество страниц:
50
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Электроснабжение
дипломная работа
Проектирование и разработка ИС "Хакасия"
Количество страниц:
50
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Информационные системы и технологии
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image