Если нужны ответы на билеты на заказ в Иркутске , специалисты Work5 помогут.
В условиях изменившейся социально-экономической реальности в современной школе особенно нужен учитель, соединяющий в себе высокий профессионализм с богатством профессионально значимых общечеловеческих качеств личности. Психолого-педагогическая наука прошлого и настоящего располагает значительным количеством исследований влияния личностных качеств на эффективность образовательного процесса. Поскольку развитие личности учителя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности, предполагается изменение социальных сил, преобразование установок, ориентаций, потребностей, интересов, мотивов поведения через изменение ее направленности и наличие у каждого учителя стремления к самопознанию. При таком подходе критерием профессионального развития учителя будет служить объективная реальность его личностных качеств. Последние два десятилетия в целом ряде исследований особо освещается проблема самосознания и самоопределения личности учителя. Во многих работах предполагаются различные иерархии ценностей учителя в его качествах, где перечислены такие, как доброжелательность, педагогический такт, толерантность, гуманность и др. Прослеживается связь повышения эффективности педагогической деятельности со степенью сформированности личностных свойств. Новые социально-экономические условия диктуют изменения в требованиях к учителю как в содержании и результатах, так и в выборе способов и приемов педагогической деятельности. Учитель организует деятельность и процесс развития учащихся, поэтому должен находиться в состоянии непрерывного самосовершенствования, ориентироваться на необходимость обновления содержания деятельности, внедрять новые технологии, которые соответствуют требованиям модернизации образования. Сегодня учителю необходимо искать более приемлемые пути и средства обучения и воспитания обучающихся, учитывая потребности общества в социально активной, творческой, инициативной, способной к самоопределению личности. Эта цель может быть реализована учителем, если его индивидуальное развитие осуществляется в единстве личностных и профессиональных составляющих, если его педагогическая деятельность основана на использовании эффективных, оптимальных способов и приемов, которые реализуются в его индивидуальном стиле. Актуальность исследования определяется современными требованиями общества к образовательному процессу, необходимостью самосовершенствования учителя и совершенствования способов и приемов педагогической деятельности, что и обусловило проблему исследования. Объект исследования: Толерантность педагогов как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности. Предмет исследования: фрустрационная толерантность педагогов как условие формирования комфортного психологического пространства образовательной деятельности. Цель работы: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования фрустрационной толерантности у педагогов в образовательном процессе Задачи: • Изучить теоретические подходы к проблеме формирования толерантности у педагогов как объекта психолого-педагогических исследований в психолого-педагогической литературе • Определить особенности проявления или непроявления фрустрационной толерантности у педагогов • Проанализировать формирование умений толерантного отношения фрустрации у учителей • Рассмотреть и провести анализ актуального состояния проблемы фрустрационной толерантности у педагогов в практике образовательного учреждения • Определить критерии психолого-педагогического сопровождения формирования фрустрационной толерантности у педагогов • Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования толерантности у педагогов в образовательном процессе Научная новизна исследования состоит в том, что: - уточнена структура и содержание фрустрационной толерантности педагога, выявлены и обоснованы критерии, показатели, функции, сформулированы уровни фрустранционной толерантности педагога общеобразовательной школы; - выявлены условия, способствующих овладению педагогами высокими показателями умения выходить из фрустрационного состояния. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку концептуальных положений личностно-профессионального роста педагога: теоретико-методологическим обоснованием целесообразности и возможности развития толерантной культуры педагога с учетом уровня проявления ее основных компонентов в виде созидательных (личностных и профессиональных) ценностей, качеств, умений, приемов и способов взаимодействия педагога с другими участниками образования в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Кроме того, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования толерантности у педагогов в образовательном процессе в условиях образовательной организации, которая реализуется в виде соответствующих мастер-классов, тренингов и занятий. В контексте решения проблемы развития фрустрационной толерантной педагога, уточнено понятие «толерантная культура педагога», «фрустрационная толерантность» выявлены ее основные компоненты, критерии и уровни. Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования, разработанная программа развития фрустрационной толерантности педагога, включающая тренинги, обеспечивающие развитие толерантной культуры педагога, реализуются в образовательном процесс КРИПКиПРО г. Кемерово. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы при организации системы повышения уровня толерантной культуры педагога в образовательных организациях: разработке комплексных программ, проектов, педагогических семинаров, тренингов, содержания деятельности творческих мастерских и лабораторий в работе с педагогами, ориентированными на укрепление сотрудничества с участниками образования, составляющими поликультурное сообщество в школах, самореализацию их в духе толерантности. Результаты исследования могут быть также использованы как при совершенствовании профессионального мастерства педагога в образовательных учреждениях разного типа, при чтении курсов лекций в вузах, так и при организации обучения педагога в системе повышения его квалификации. Положения на защиту: 1. В качестве основных функций толерантной культуры педагога выделены: социализирующая, развивающая, воспитательная, созидательная, стимулирующая, преемственности. 2. Практический блок ориентирован на повышение уровня фрустрационной толерантности педагога посредством тренингов, которые призваны сформировать у педагога умения, приемы и способы: понимать, принимать, поддерживать и ценить другого человека, конструктивно разрешать конфликты с участниками образования на основе критического осмысления и рефлексивного анализа ситуации; вести диалог, дискуссии, обеспечивать овладение каждым педагогом способами субъект-субъектного взаимодействия в различных видах деятельности учебной и внеучебной; совершенствовать профессионально-важные качества педагога, отвечающие ценностям толерантной культуры, формировать мотивацию к осуществлению социально-значимых деяний и достижению высокого уровня толерантности к фрустрации. 3. Педагогические условия, способствующие эффективному развитию толерантного отношения к фрустрации педагога: установка педагога и педагогического коллектива на толерантность; поддержка, сохранение и приумножение традиций толерантности в образовательной организации; субъект-субъектный характер взаимодействия как основа диалога участников образовательного процесса; создание гуманитарной образовательной среды в образовательной организации. Экспериментальная база: ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово