ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Этапы исторического развития роли мотивационной сферы в образовании 5
1.2. Основные классификации мотивов в образовательной среде 7
1.3. Особенности мотивации у обучающихся 9-х классов 10
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ МОТИВАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ 15
2.1. Взаимосвязь определенности будущего и уровня мотивации 15
2.2. Условия повышения внутренней мотивации обучающихся в ситуации неопределенности и изменчивости мира 17
2.3. Методы мотивации обучающихся при подготовке к сочинению 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
Проведенный анализ следующих теорий мотивации: бихевиористской, когнитивной X. Хеккаузена, психоаналитической теории и концепции З. Фрейда «Сверх-Я», биологизаторской теории мот-мобилизации энергии Ж. Нюттена – позволил сделать вывод о том, что побуждение детерминирует поведение человека. Обратим внимание на то, что многие ученые использовали понятие мотивация для описания процессов, активизирующих поведение человека и дающих направление или цель для конкретного поведения. Другими словами, исследуя такие психические свойства личности, как внимание, концентрация, усилие, настойчивость и инициативность в процессе поведения в учебной деятельности, имеем дело с мотивационными процессами, которые активируются и поддерживаются посредством человеческой энергии, одновременно фокусируются на направленный аспект мотивации.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний и интерес к: приемам самостоятельного приобретения знаний, методам научного познания, способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.
Важным аспектом при выборе методов мотивации у старших школьников является их смысловая и событийная наполненность будущего. То какими они видят себя через год, через пять лет, через десять. В реалиях сегодняшнего времени никто не может сказать ничего конкретного в отношении определенности будущего. Стоит отметить, что неопределенность будущего должна быть рассмотрена в рамках «Я-концепции», таким образом школьники должны уметь представлять не то каким будет мир вокруг, а какими в этом мире будут они.
В данной курсовой работе были выполнены все поставленные задачи – рассмотрены основные исторические периоды, послужившие выделению учебной мотивации в отдельное понятие, классификации мотивов, основные характеристики формирования мотивации у школьников в образовательной среде, какие мотивы преобладают у учеников 9-х классов. Также мы проанализировали практическую взаимосвязь определенности будущего и качества мотивации. На основании исследований определили условия, способствующие качественному повышению мотивации у учеников. Определили методы, способствующие развитию мотивации у учеников 9-х классов перед сочинением по русскому языку в рамках ОГЭ.
Неопределенность будущего особым образом формирует демотивацию у сегодняшних школьников. Одним из частых выражений можно услышать формулировку «Я не знаю». Основной задачей учителя при подготовке к сочинению дать ученику понимание того, что это он может знать. Вселить уверенность в завтрашнем дне, поднять самооценку и вместе с тем повысить уровень мотивации – все это посильная задача педагога. Таким образом гипотеза о том, что структурированное представление будущего и его определенность у обучающихся в 9-х классах качественно повышает уровень мотивации подтвердилась.
Помочь ребенку определиться не только в задании по русскому языку, а дать утвердиться в жизненной позиции к этому следует стремиться. Сам педагог должен знать, уметь, мочь и любить то что он хочет донести до других и тогда интерес к педагогу и его предмету с успехом повлияет на уровень учебной мотивации
Читать дальше
1. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. – 2002. – Т. 1. – С. 24-33.
2. Бабаева Е. С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – №. 4. – С. 92-96.
3. Бибрих Р. Р., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов //Вестник МГУ. Серия. – 1987. – Т. 14. – С. 78-89.
4. Бикимбетов Р. Г., Валиуллин В. В. Положительная мотивация учения как фактор профессионализации обучающегося //Современное состояние, традиции и инновационные технологии в развитии АПК. – 2020. – С. 398-401.
5. Божович Л. И. О мотивации учения //Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 65-67.
6. Гликман И. З. Основы мотивации учения //Инновации в образовании. – 2007. – №. 3. – С. 64-81.
7. Грушникова С. С., Чистякова Н. В., Коробко А. И. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ //The Scientific Heritage. – 2021. – №. 66-4. – С. 64-65.
8. Гуро-Фролова Ю. Р. Мотивация учения как поликомпонентная актуальная психолого-педагогическая проблема //Научные проблемы водного транспорта. – 2015. – №. 42. – С. 127-131.
9. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды //Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. – №. 1 (38). – С. 6.
10. Ермолаева М. Г. Авторская позиция учителя как условие реализации личностно значимого образования //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 2 (39). – С. 100-102.
11. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Digest Media, Попурри, 2016.
12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Digest Media, Попурри, 1991.
13. Кергина Н. К. Инновационные технологии обучения как средство развития мотивации учения школьников //Человек и образование. – 2012. – №. 2. – С. 147-152.
14. Кияткина А. Д. Неопределенность как мотивация учения и фактор понимания учебного материала //Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. Ярославль: Филигрань. – 2020. – С. 398-401.
15. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11. – №. 1. – С. 53-73.
16. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания //Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть. – 1921. – Т. 1. – С. 1921-1928.
17. Макклелланд Д. Мотивация человека/Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. ЕП Ильина //СПб.: Питер. – 2007. – С. 66-67.
18. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1990. – С. 192-192.
19. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – 1983.
20. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 1987. – Т. 5. – С. 129-138.
21. Михайлова М. С., Шамовская Т. В. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – №. 1 (17). – С. 11-20.
22. Моросанова В. и др. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения //Психологические исследования. – 2012. – Т. 5. – №. 24.
23. Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределённости и изменчивости мира //Исследователь/Researcher. – 2019. – №. 1-2 (25-26). – С. 10-21.
24. Овчинников М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза //Научные исследования в образовании. – 2007. – №. 5. – С. 151-155.
25. Полещук Г. С. Мотивация учения и выбора профессии //Вологдинские чтения. – 2010. – №. 78. – С. 194-195.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – 2005. С. 300
27. Смолеусова Т. В. Поддержка интереса к знаниям-как сформировать мотивацию учения? //Народное образование. – 2014. – №. 8 (1441).
28. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/НФ Талызи-на.—9-е изд., стер.—М.: Издательский центр «Ака-демия», 2013.–288 с. ISBN 978-5-4468-0253-1 //М.: Издательский центр «Академия. – 2013.
29. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). – 2014.
30. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Практикум по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности». – Directmedia, 2015.
Читать дальше