Введение……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика статуса правового статуса государственных гражданских служащих в РФ…………………………………………………….5
1.1. Основы правового положения государственного служащего …...5
1.2. Разграничение государственной гражданской службы от иных форм наемного труда……………………………………………………………..9
2. Организационно-правовые основы государственной службы Российской Федерации………………………………………………….………13
2.1. Права государственного служащего………………………………...13
2.2. Обязанности государственного служащего………………………...15
3. Элементы правового статуса государственных гражданских служащих ………………………………………..……………………………….19
3.1. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой ……..19
3.2. Ответственность государственных гражданских служащих ……..22
Заключение ………………………………………………………….……27
Список использованной литературы……………………….……………29
Читать дальше
Специфика института государственной службы определяется целями и направлениями деятельности, выражается в его функциях. Этот институт отличается двойственной направленностью своей активности. Во-первых, он призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, выработанную исполнительной властью. Во-вторых, обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.
На основании выполненной цели и пройденных задач можно сделать вывод о том, что государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес. Содержание государственной службы представлено ее определением и соответствующими признаками. Большую роль в составлении ее содержания играют нормы права, которые отражают развитие науки административного права в сфере государственной службы. Пробелы, имеющие место в действующем законодательстве применительно к той или иной позиции государственной службы, восполняет данная отраслевая юридическая наука.
Государственная служба играет активную роль в достижении предусмотренный Конституцией РФ целей и решении конституционных задач. Она несет основную долю ответственности за сохранение демократической стабильности и соблюдения принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.
Согласно Закону от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы», правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Установленные в федеральном законе от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» права государственного гражданского служащего условно можно разделить на три группы: 1. Права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового статуса и его правовую защиту; 2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; 3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного гражданского служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащих.
Обязанности государственного гражданского служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Находясь на государственной гражданской службе, государственные гражданские служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные гражданские служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ.
Наконец, в статус государственного служащего входит целый комплекс требований к служебному поведению, ограничений и запретов. Некоторых из них, государственный гражданский служащий должен придерживаться и после увольнения с гражданской службы.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
5. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.2002, N 33, ст. 3196.
6. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // СЗ РФ. 2007. № 47 (Ч. 1). Ст. 5749.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 г. № 556-О-Р «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года «2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2008. № 6.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 г. № 31-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой» // ВКС РФ. 2013. № 3.
9. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 36 - 47.
10. Козбаненко, В.А. Государственная политика и нормативное правовое регулирование Минздравсоцазвития в сфере государственной гражданской службы // Государственная служба. - 2006. - № 3. С. 23 - 39.
11. Лисняк А. Н. Некоторые вопросы правового развития и научного осмысления института юридической ответственности государственных служащих // Деcятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 12–13 декабря 2014 года): Сб. ст.: В 7 кн. / Под ред. Б. В. Россинского. М.: РПА Минюста России, 2015. Кн. 3: Проблемы административного и финансового права. С. 70 - 76.
12. Лисняк А.Н., Падеров П.В. Юридическая ответственность государственных служащих в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 1. С. 144-157.
13. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. - М.: Экономика, 1993. 124 с.
14. Питер Л.Дж. Принцип Питера. - М.: Знание, 2016. 457 с.
15. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: системный подход. - Новосибирск: Академия, 2013. 334 с.
16. Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. - Саратов, 2016. 250 с.
Читать дальше