Введение 3
1. Индийские ткани 5
2. Семиотика индийского костюма 11
3. Сари, дхоти и лунги 15
3.1. Сари 16
3.2. Дхоти 21
3.3. Лунги 23
4. Национальная обувь 24
5. Головной убор 26
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
Индийские наряды вместе с историческим развитием страны прошли долгий путь изменений и преобразований. Начиная от пхатаки — одежды из коры и листьев, упоминавшейся еще в древних Ведах, постепенно набирающих популярность среди жителей крупных мегаполисов. Одежда, которую до современных джинсов и других элементов западного стиля, производят и носят в Индии, имеет различия, сформированные и зависящие от многих причин. На ее особенности оказывают влияние следующие факторы:
географическое расположение штатов;
этническое своеобразие;
культурные традиции;
условия проживания, местность (сельская или городская).
Наиболее актуальны для Древней Индии изделия из хлопка. Здесь его издавна производили и реализовывали в другие страны. На начальном этапе основными потребителями были Древняя Греция и Древний Рим, в дальнейшем индийский хлопок стали приобретать и в Средневековой Европе.
В Европе средних веков верили, что в Индии на деревьях растут овцы и хлопок — это их шерсть. А так как через Индию проходил Великий шелковый путь, то индийцы уже давно были знакомы с такими тканями, как лен и шелк. Рост торговых отношений способствовал развитию и ткацкого дела в Индии. Начали использовать новые ткани и структуры, красители. Римские торговцы познакомили индийцев с цветом индиго, китайские - с шелком.
Индийцы, проживающие на севере, где климатические нормы ниже использовали кашемир. Он изготавливается из тонкой козьей шерсти. Это легкий и одновременно очень термосберегающий материал. Зачастую из этого материала отшивали кафтаны для мужчин. Каждый узор и цвет в костюме Индии имеет собственное значение. В то время как житель Европы здесь увидит разнообразие орнаментов и цветов, для индийца здесь присутствует целая кладезь информации и скрытые значения.
Целью любой информационно-знаковой системы, в том числе костюма, является передача определенной информации от владельца одежды в окружающую среду, а сам костюм – способом установления коммуникации между кодами и источником информации, благодаря которому создается определенное мнение о носителе костюма.
В разные периоды истории костюма и в разных культурах действовали определенные семиотические системы, помогая создавать своеобразные образы. В контексте изучения традиционной индийской культуры большой интерес представляет исследование семиотического статуса костюма этой страны, поскольку одежда Индии может сказать намного больше о человеке, чем его собственное удостоверение личности.
Тем более что жители этой страны не используют паспорта, а костюм может сообщить о возрасте, гендерной, этнической и религиозной принадлежности человека, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т. д.
Читать дальше
1. Авилова, И. К. Идеал женской красоты в Индии (некоторые аспекты проблемы) / И. К. Авилова, Е. А. Лупарева // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. – 2007. – № 14. – С. 270-283.
2. Бабелюк, В. Д. Правовое оформление социальной дифференциации в Древней Индии / В. Д. Бабелюк // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2019. – № 13. – С. 317-320.
3. Белявская, Ю. В. Научные знания Древней Индии / Ю. В. Белявская // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 18–19 апреля 2019 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 573-576.
4. Ганжалова, Д. Д. Основы социального неравенства в Древней Индии / Д. Д. Ганжалова // Очерки новейшей камералистики. – 2017. – № 2. – С. 63-65.
5. Журавлев, Г. Е. Человек в Древней Индии : [монография : в 4 томах] / Г. Е. Журавлев ; Г. Е. Журавлев. – Москва : Изд-во Спутник+, 2012.
6. Никитина, А. Проблема происхождения кастовой системы в Древней Индии: взгляд отечественной индологии / А. Никитина // Студенческая наука и XXI век. – 2011. – № 8. – С. 78-79.
7. Никольская, К. Д. Повседневная культура Древней Индии: взрослые и дети / К. Д. Никольская // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. – 2013. – Т. 3. – С. 220-236.
8. Токтосунова, А. Э. Положение женщины в Древней Индии / А. Э. Токтосунова // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : Сборник статей по материалам LXXXV студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27 января 2020 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2020. – С. 103-106.
9. Троицкий, О. А. Культура и философия Древней Индии / О. А. Троицкий, В. М. Тунеев, В. Г. Критский // Сознание и физическая реальность. – 2005. – Т. 10. – № 2. – С. 17-22.
10. Уланов, М. С. Буддизм и хозяйственная культура в Древней Индии / М. С. Уланов, Г. В. Уланова // Сборник материалов региональной научно-практической конференции с международным участием "Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы)", Элиста, 24 апреля 2019 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». – Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2019. – С. 98-103.
11. Шинковой, А. И. Цам-Хурал. История, традиция и особенности буддийской праздничной мистерии. костюмы и маски цама в собрании ИОКМ / А. И. Шинковой // Краеведческие записки : Сборник статей. – Иркутск : Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 2019. – С. 5-29.
Читать дальше