ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7 1.1. Возрастные особенности младших школьников при формировании фонетико-орфографических умений 7 1.2. Методические основы формирования фонетико-графических умений у младших школьников 14 1.3. Фонетико-графические основы изучения русского языка 21 Заключение 29 Список использованной литературы 31

Теоретические основы формирования фонетико-графических умений у младших школьников на уроках русского языка

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
21% уникальность
2022 год
44 просмотров
Рябова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7 1.1. Возрастные особенности младших школьников при формировании фонетико-орфографических умений 7 1.2. Методические основы формирования фонетико-графических умений у младших школьников 14 1.3. Фонетико-графические основы изучения русского языка 21 Заключение 29 Список использованной литературы 31
Читать дальше
На современном этапе обучения детей фонетико-графическим основам русского языка имеют большое значение и непосредственно влияет на речевое развитие, их успешное обучение в школе. Оно находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать звуковые единицы и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих. Неслучайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также считает развитие фонетической грамотности одной из первостепеннейших задач.


Запрос: куплю курсовую , ответ - на Work5.


В результате обучения выпускники начальной школы овладевают способностью выделять, различать, характеризовать языковые единицы, решать практические задачи, связанные с безошибочным написанием слов и предложений, соблюдать основные принципы устного и письменного общения для успешного решения коммуникативных задач. Также эти знания важны для становления навыков правописания, для развития орфографической зоркости, для освоения таких разделов языка, как лексика, морфема, грамматика. Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников, указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т. п. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания (аудирования), говорения, чтения и письма. Также необходимы и для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность. Можно выделить несколько важнейших факторов усвоения фонетических знаний при овладении младшими школьниками устной и письменной речью: а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм); в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и, в частности, правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов; г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.; д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи [31, с. 431]. Проблемы формирования фонетических умений у детей младшего школьного возраста освещены в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В их работах описана методика обучения фонетике; предложены различные задания и упражнения, способствующие формированию фонетических умений; фонетические ошибки и их причины. На основе анализа работ таких учёных, как II.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, А.И. Воскресенская, В.Г. Горецкий, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и др. были установлены основные способы ведения фонетической работы. Эти способы помогают привлекать внимание детей к звукам речи как к предмету анализа и развивают способности их слышать, то есть выделять из общего потока и определять их характеристики. Детям в этом возрасте легче запомнить то, что ярко, необычно, так как внимание младшего школьника направлено на более интересное, интерес вызывает эмоции, а задание, построенное на эмоциях, запоминается лучше. В связи с этим при формировании фонетических умений широко используется наглядность. Таким образом, анализ звучащего слова проводится с детьми с опорой на реальные предметы или их изображения (используется метод моделирования). Обучение звуковому анализу и синтезу строится на переходе от практически действенного этапа к чувственному и в дальнейшем к умственному. Самоконтроль у детей развит слабо, в младшем школьном возрасте происходит его совершенствование. Актуальность обусловлена тем, что учащиеся начальных классов испытывают определённые трудности в проведении звукового анализа слова, классификации звуков на протяжении всего периода обучения. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II и III классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Основная задача изучения этого раздела на уроках - развивать у детей правиль¬ное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Решение этой задачи предполагает овладение учащимися умений анализа устной и письменной речи, установления соотношений между этими формами речи. Цель исследования: представить анализ теоретической литературы по проблеме изучения фонетико-графических основ русского языка в начальной школе. Объект исследования: проблема изучения фонетико-графических основ русского языка в начальной школе. Предмет исследования: научная литература как источник изучения фонетико-графических основ русского языка. Задачи исследования: 1) Определить возрастные особенности младших школьников при формировании фонетико-графических умений; 2) Дать описание основных направлений работы над формированием фонетико-графических умений у младших школьников в методике преподавания русского языка в начальной школе; 3) Определить лингвистические основы фонетико-графических умений. Методы исследования: анализ теоретической литературы. Гипотеза исследования: анализ теоретической литературы позволит определить структуру и содержание экспериментальной работы над изучением фонетико-графических умений младших школьников на уроках русского языка.

Читать дальше
Из вышеизложенного можно сделать выводы относительно методов и их применения в формировании и обучении фонетико-графических умений у младших школьников на уроках русского языка. Мнения многих ученых подтверждены, что учебная литература содержит в себе основы для формирования правильных фонетических навыков и именно такого направления раздел направлен на привлечение внимания учащегося к его освоению. Ведь именно в результате обучения выпускники начальной школы овладевают способностью выделять, различать, характеризовать языковые единицы, решать практические задачи, связанные с безошибочным написанием слов и предложений, соблюдать основные принципы устного и письменного общения для успешного решения коммуникативных задач. Также эти знания важны для становления навыков правописания, для развития орфографической зоркости, для освоения таких разделов языка, как лексика, морфема, грамматика. Проанализировав научную литературу по решению данного вопроса, можно сделать вывод, что проблема остается актуальной, но учебная литература постоянно обновляется и дополняется – ученики вовлечены в процесс усвоения и обучения. Успешное обучение детей в школе и их развитие речи находятся в конкретной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области графики и фонетики уже с первых дней обучения в школе. В методической литературе представлено несколько классификаций упражнений. В.А. Добромыслов предложил в своих работах для учащихся свою классификацию упражнений, которая основана на преобладающем виде логических операций. Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, где особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки: слышать и различать звуки; отличать звуки от букв; развивать умение находить ударные слоги и делать на них акцент; обозначать звуки речи на письме в соответствии с принятыми нормами; уметь пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями. А от того насколько хорошо усвоил учащийся раздел фонетики зависит и его грамматическая составляющая: сможет ли он правильно написать тот или иной звук, букву или даже целое слово.  
Читать дальше
1. Абушенко В.Л. Идентичность / Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. – 877 с. 2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение, 1984. – 383 с. 3. Акишина А.А. Учимся читать. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с. 4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» / А.Г. Асмолов // М.: Просвещение. 2010. - 159 с. 5. Богуславская Н.Е. , Капинос В.И. , Купалова А.Ю. и др. Книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. – 240 с. 6. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия.- Л., 1976. – 16 с. 7. /Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо., Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с. 8. Азбука 1 класс/Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. [и др.] УМК «Школа России» 1 класс в 2-х частях, - М., 2018. - 127 с. 9. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В. Давыдов. - Томск, 1992.- 457 с. 10. Добромыслов В.А., Розенталь Д.Е./Трудные вопросы грамматики и правописания/ - М, 1958. – 315 c. 11. Добромыслов В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. - Москва : изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 24 с. 12. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 2009. – 87с. 13. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников А.З. Зак Вопросы психологии.- 1978.-№2.- С.102-109 с. 14. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. — М.: Просвещение, 1976. — 288 с. 15. Касаткин Л. Л. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с. 16. Кожевников В.Ю. История русской графики. - М., 2003. 17. Кутявина С. В. /Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 1 класс (к УМК О. М. Александровой и др.). - М.: Просвещение, 2019–2021 гг. выпуска. – 127 с. 18. Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., Просвещение, 1989. – 140 с. 19. Ладыженская Т.А. /Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Учебная тетрадь. В 2-х частях. ФГОС / Просвещение/Бином 2021 г. – 64 c. 20. Мачулина М.А., Суховеева Н.Д., Иванченко И.В., Пелипенко Р.И. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов – Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018. - 116 с. 21. Методика обучении грамоте, Сальникова T.П., М.: ТЦ Сфера, 2000. – 144 с. 22. Методика обучения русскому языку. Практикум : учеб. пособие для СПО / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. 2-е изд., испр. и доп. (Серия : Профессиональное образование). М. : Издательство Юрайт, 2018. - 319 с. 23. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 220 с. 24. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - М.: Просвещение,1998. – 167 с. 25. Олешков М.Ю. Дидактическая игра в системе игровых технологий // Дидактическая игра в образовательном процессе. – Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 2004. - С. 6-8. 26. Олешков М.Ю. Методика и технология: проблема корреляции понятий // Педагогические технологии в трудовом, профессиональном и дополнительном образовании: Материалы городской научно-практической конференции. Нижний Тагил. 2004. - С. 17-21. 27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. М.: Инфра-М, 2005. – 512с 28. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс (к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России») . М, 2019–2021 гг. выпуска.- 176 с. 29. Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 1 класс (УМК О. М. Александровой и др. М.: Просвещение, 2019–2021 гг. выпуска. - 345 с. 30. Сальникова Т.П. /Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ 1996. – 322 с. 31. Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - Москва, Юрайт 2021г. - 132с. 32. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1979. — 431 с. 33. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/(В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.). М.: Просвещение, 2014. - 340 с. 34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) (Система Гарант) 35. Психология критического мышления / Дайана Халперн; [Пер. с англ. Н. Мальгина и др.]. - 4. междунар. изд. - СПб. : Питер, 2000. - 503 с. 36. Цукерман, Г.А. Задачи построения коллективно-распределенной учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии. М. - 1979. - 98—103 с. 37. 12000 мини-заданий по русскому языку на каждый день. 1-4 классы Узорова, Нефёдова, АСТ 2021, - 160 c. 38. Возрастные возможности усвоения знаний : (Младш. классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М: Просвещение, 1966. - 442 с. 39. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М.: Учпедгиз, 1937. – 308 с. 40. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Амнистия и помилование в уголовном праве России
Количество страниц:
65
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Коррекционно-логопедическая работа при моторной алалии с детьми дошкольного возраста
Количество страниц:
27
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
Использование электронных технологий при рассмотрении и разрешении дел в арбитражных судах.
Количество страниц:
50
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image