Введение 3 1. Категориальный аппарат философской антропологии 5 2. Проблема происхождения человека в философии 8 3. Антропоцентризм в современных философских концепциях 10 Заключение 13 Список использованной литературы 15

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

реферат
Философия
15 страниц
93% уникальность
2022 год
21 просмотров
Михайлочкина Д.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Категориальный аппарат философской антропологии 5 2. Проблема происхождения человека в философии 8 3. Антропоцентризм в современных философских концепциях 10 Заключение 13 Список использованной литературы 15
Читать дальше
Актуальность темы исследования. На текущий момент сложилась так называемая ситуация «антропологического поворота», когда вновь обостряется проблема философской рефлексии научных сведение о человеческой природе, основных характеристиках его телесной организации, перспективах физического совершенства. Новейшие достижения в сфере современных технологий и компьютерной техники, смещение исследовательского интереса с естественнонаучного на гуманитарное знание, недостатки в проработке теоретико-методологических вопросов заставляют по-новому взглянуть на онтологический базис человеческого бытия. Феномен человека изучается естественными науками (антропологией, биологией, физиологией), гуманитарными науками (исторической психологией, культурологией, педагогикой, социологией), становится центром междисциплинарных исследований.


Вы можете купить официально диплом на нашем сайте.


Прорыв в медицине, нейропсихологии мозга, психолингвистике, синергетике, полученные новые сведения продолжают оставаться источниками совершенствования разнообразных телесных техник, генной диагностики. Сегодня философская антропология претендует стать новой фундаментальной систематической науке о человеке как субъекте и объекте научной картины мира. Вследствие этого требуется критическое переосмысление существующих философских, этических и антропологических парадигм, осмысление на этой основе когнитивного статуса человека, его природной сути, реального базиса физического и духовного существования. Степень разработанности проблемы. В истории философии проблема природы человека рассматривалась сквозь призму онтологического соотношения тела и души. И. Кант был первым в европейской философии Нового времени, кто смог глубоко осмыслить, поставить вопрос о специфической природе человеческого развития, принципиальной несводимости данного развития к природному эволюционированию неживых и живых тел. Феноменология сознания и тела, телесности и духовности становятся предметом исследования Э. Гуссерля, Ж.-Л. Нанси, М. Хайдеггера и пр. В пересечении природного и духовного, телесного и душевного мира рассматривается человеческая природа в работах Н.А. Бердяева, В.И. Несмелова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка. В последние годы появился ряд интересных исследований М.Г. Зеленцовой, А.Г. Мысливченко, В.В. Орлова, преодолевающих дихотомию социального и биологического в человеческой природе. Объект исследования – учение о человеке. Предмет исследования – философское учение о человеке. Цель работы заключается в рассмотрении истории и современном состоянии философского учения о человеке. Для достижения поставленной цели были формулированы следующие задачи: 1) Уточнить категориальный аппарат философской антропологии. 2) Рассмотреть проблему происхождения человека в философии. 3) Описать антропоцентризм в современных философских концепциях. Постановка проблемы, связанных с ее реализацией цели, задач исследования определили методологический базис работы. Методологическим базисом работы послужили фундаментальные философские положения о преемственности теоретико-познавательного и историко-философского процесса. Структура работы включает в себя введение, основную часть (два параграфа), заключение и список литературы. 

Читать дальше
Изучение вопроса «Философское учение о человеке (история и современность)» позволило сформулировать следующие выводы: 1) Науки о человеке расширили кругозор исследователей, позволив им преодолеть созерцательность, выйти за пределы собственного ограниченного опыта – на других индивидов, сообщества. 2) Аристотелю принадлежит первое систематическое изложение знаний о человеке. 3) Дать определение человеку в том числе и в рамках философии, достаточно сложно, поэтому существуют различные воззрения, трактовки, в соответствии с которыми, в зависимости от занимаемой автором позиции, данный феномен соотносится с такими родовыми понятиями, как Бог, природа, общество и пр. Указанные сложности стали причиной осмысления человека через призму понимания, того, чем он является, в чем цель его существования, а также выделения его базовых характеристик. 4) Существуют различные подходы к определению сущности человека, основными из которых выступают: теоцентризм, натуроцентризм (биоцентризм), социоцентризм, антропоцентризма. 5) В прошлом столетии антропология из вторичных философских тем выходит на первый план: вопросы человека начинают рассматриваться не только в практических приложениях метафизики (в отличие от аристотелевской позиции), но входят в состав «первой философии». Антропология как комплексное изучение человека является одной из наиболее динамично развивающих сфер современного философско-гуманитарного знания: антропологический взгляд на вещи в настоящее время получает все большее распространение. 6) Антропологический поворот относится к тем фундаментальным контекстом, вне которого невозможно понимание современного ситуации с антропологией. 7) Современная философия выделяет ряд концепций, посредством которых разным образом пытается объяснить, каким образом появился человек, это: теологическая, эволюционистская, теистическо-эволюционистская, игровая, трудовая, психоаналитическая, семиотическая, уфологическая концепция. На текущий момент не вызывает сомнений тот факт, что потребительская практика человечества, присущая традиционному антропоцентризму, породила глобальные экологические проблемы, изжила себя: к ней на смену должна прийти иная философская и мировоззренческая ориентация, выработка которой в современных условиях стала насущной необходимостью.  
Читать дальше
1. Абдурахманов Г. М., Кулиев Т. Т. Теоцентризм и антропоцентризм в современном экологическом сознании // Юг России: экология, развитие. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teotsentrizm-i-antropotsentrizm-v-sovremennom-ekologicheskom-soznanii (дата обращения: 27.04.2022). 2. Апресян, Р.Г. Морально-философский смысл дилеммы антропоцентризма и нонантропоцентризма // Этическая мысль. 2010. №10. С 5-19. 3. Борзых, Е. А. Современный антропоцентризм: к проблеме сущности и уровней функционирования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-antropotsentrizm-k-probleme-suschnosti-i-urovney-funktsionirovaniya (дата обращения: 27.04.2022). 4. Баевский, В. С. Экзистенциализм // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2012. №4. С. 153-158. 5. Вершков, А.В. Антропоцентризм и современность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5-1. С. 309-315. 6. Воеводин, А. П. «Ноосфера»: социоцентризм versus антропоцентризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noosfera-sotsiotsentrizm-versus-antropotsentrizma (дата обращения: 27.04.2022). 7. Горелов А.В., Литкевич Ю.В. Естественно-научный контент в натуроцентрической парадигме исследований культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvenno-nauchnyy-kontent-v-naturotsentricheskoy-paradigme-issledovaniy-kultury (дата обращения: 27.04.2022). 8. Исаев, А. А. Человек как центр рассмотрения понятий: бытие, существование, экзистенция // Социум и власть. 2015. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-kak-tsentr-rassmotreniya-ponyatiy-bytie-suschestvovanie-ekzistentsiya (дата обращения: 27.04.2022). 9. Ковтун С.П., Шишкина А.А. О сущности антропоцентризма в современных философских концепциях // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. №5. С. 50-52. С 50. 10. Корольков, А. А. Антропоцентризм философии А. И. Герцена // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. №156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-filosofii-a-i-gertsena (дата обращения: 27.04.2022). 11. Костомаров, П. И. Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki (дата обращения: 27.04.2022). 12. Ляшенко, П. В. Политические взгляды Платона в контексте современного эстетического прочтения [Текст] / Ляшенко П. В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. № 7. С. 196-200. 13. Устименко , Д. Л. Основные идеи религиозно-мифологического понимания антропогенеза // Философия права. 2015. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-idei-religiozno-mifologicheskogo-ponimaniya-antropogeneza (дата обращения: 27.04.2022). 14. Устименко, Д. Л. Современные антропогенетические подходы и перспективы философии антропогенеза // Философия права. 2014. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-antropogeneticheskie-podhody-i-perspektivy-filosofii-antropogeneza (дата обращения: 27.04.2022). 15. Шишкина, А. А. Антропоцентризм – основание для техницизма или антитехницизма? / А.А. Шишкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. С. 205-207.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
История и современные направления развития графического дизайна
Количество страниц:
20
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дизайн
реферат
Макроэконометрические модели
Количество страниц:
12
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Эконометрика
курсовая работа
Стилистические особенности профессиональной лексики в эфире (на примере телеканала «Матч ТВ»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image