ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..…6 1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка...........................................................................6 1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...........................................................................................................................................8 Глава 2 ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………….13 2.1 Понятие «игра»……………………………………………………………………………...13 2.2 Пальчиковая игра и её использование в дошкольном возрасте………………………….15 Глава 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………20 3.1. Организационный аспект построения эксперимента.........................................................20 3.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования...........................27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..37

Микроматорика в детских играх и психическое развитие

курсовая работа
Психология
30 страниц
88% уникальность
2022 год
22 просмотров
Раздобарина М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..…6 1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка...........................................................................6 1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...........................................................................................................................................8 Глава 2 ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………….13 2.1 Понятие «игра»……………………………………………………………………………...13 2.2 Пальчиковая игра и её использование в дошкольном возрасте………………………….15 Глава 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………20 3.1. Организационный аспект построения эксперимента.........................................................20 3.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования...........................27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..37
Читать дальше
Сформированность развития микромоторики на прямую влияет на психическое развитие ребенка. Микромоторика - это важный показатель физического и нервно-психического развития ребёнка дошкольного возраста. Сформированность мелкой моторики рук способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, зрительного и слухового восприятия, то есть всех психических фикций маленького человека. Данная проблема нашла свое отражение в нормативных документах. В ФГОС прописаны требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей … через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)...» [1], что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие мкромоторики рук. Проблема развития микромоторики у ребёнка дошкольного возраста, является актуальной в образовании и воспитании. Современные исследователи, динамично проводят работу по выявлению новые действенных методов по развитию микромоторики рук, рассматривают и создают методы современной диагностики, проектируют различные развивающие программы.


Хотите узнать, где заказать реферат по туризму? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) давно пришли к выводу, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Педагогический опыт указывает на то, что в своей работе над развитием микромоторики детей дошкольного возраста педагоги на сегодняшний день в образовательных организациях применяют различные методы такие, как самомассаж, пальчиковые игры, игры с пуговицами, шнурками, бусинами, крупой, мелкими камешками, а также пескотерапия, лепка из пластилина, глины и соленого теста, оригами, кинезиологические упражнения, рисование и др. Хочется обратить внимание на то, что в данных работах не в достаточной степени исследована комплексная работа педагога по развитию микромоторики у дошкольников с применениями разнообразных пальчиковых игр [5, c 463]. Из выше сказанного была определена тема данной курсовой работы: «Микроматорика в детских играх и психическое развитие». Актуальность выбранной темы предопределена тем, развитие мелкой моторики рук имеет очень важное значение для психического развития дошкольника, а игра является ведущим видом его самостоятельной деятельности. В связи с этим важным направлением педагогической работы в дошкольных организациях является развитие микроматорики в игровой деятельности детей. Анализ научной литературы позволил выявить следующее противоречие: между потребностью образовательной практики в развитии микроматорики в игрового деятельности детей дошкольного возраста и недостаточным развитием игровой деятельности дошкольников. Цель работы: изучение возможностей использования пальчиковой игры как средства психического развития детей в старшем дошкольном возрасте. Объект исследования: психическое развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: пальчиковая игра как средство психического развития в дошкольном возрасте. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами была определена гипотеза: пальчиковая игра будет являться эффективным средством психического развития дошкольников при условии: - учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; - создание комфортных психологических условий для становления гармонично развитой личности; - регулярности применения пальчиковых игр. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи исследования: 1. Выявить роль мелкой моторики в развитии ребенка; 2. Проанализировать психофизические основы развития микромоторики у детей дошкольного возраста; 3. Рассмотреть понятие «игра»; 4. Осуществить теоретический анализ использования пальчиковых игр как средства развития микромоторики у детей дошкольного возраста; 5. Провести экспериментальное исследование для диагностирования качеств психическому развитию детей дошкольного возраста; 6. Проанализировать результаты экспериментального обследования. Методологическая база исследования включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания и монографии разных авторов (Кулагина И.Ю., Немов Р. С., Выготский Л. С., Дьяченко О.М., Свeтлoвa И.E., А. П. Усова, Кольцова М.М., Д.Б. Эльконин, Шапарь В.Б., Рожков О.П. и др.) [10, 12, 4, 6, 16, 9, 21, 22]. Анализ данной литературы показал, что значительное количество исследований развития микроматорики детей дошкольного возраста посвящено психическому развитию ребёнка. Для решения поставленных задач были выбраны методы исследования: - теоретические: анализ психологической, педагогической научной и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы: педагогическая диагностика, диагностическая ситуация, наблюдение; - обобщение и систематизация результатов исследования; - метод качественной и количественной обработки данных. Теоретическая значимость: обобщение и систематизация материалов по проблеме развития микромоторики как условия психического развития детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные и апробированные методики и комплексы упражнений пальчиковых игр могут применяться педагогами детского сада для планирования детской деятельности в целях развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источника), приложений.

Читать дальше
Дошкольное детство в жизни маленького человека достаточно длительный период, в это время ребёнок открывает мир для себя, делает попытки проявления самостоятельности. Анализ методической литературы показал, что это крайне важное время для развития как физических, так и психических качеств ребёнка, а на развитие всех этих качеств прямое влияние имеет развитие микромоторики рук, поскольку развитость пальцев и кистей рук имеет отражение в развитии коры головного мозга. Изучив литературные источники, нами было принято решение о проведении эксперимента. Для экспериментального исследования были выбраны воспитанники старшей группы (5-6 лет) детского сада общеразвивающей направленности, в количестве 20 человек (10 детей – контрольная группа, 10 детей – экспериментальная группа). Экспериментальная часть исследования включала в себя два этапа: констатирующий и формирующий. В ходе работы решались все поставленные задачи. 1. Ознакомившись с литературой по изучению влияния микромоторики рук на развитие психического спектра ребёнка дошкольного возраста, нами был сделан вывод, что развитие микромоторики напрямую связано со всеми психическими процессами в организме ребёнка, а также со способностями ребёнка к самостоятельным действиям, координированным движениям, концентрации внимания и, конечно, способность доводить дело до конца. 2. Проанализировав психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, можно заключить, что на раннем этапе, развитие микромоторики у детей происходит стремительно, к среднему дошкольному возрасту оно замедляется. Но микроматорика совершенствуется и достигает более высокого развития к старшему возрасту, когда ребёнок уже готовится к обучению в школе. Микромоторика – один из аспектов двигательной сферы, она на прямую связана с овладением ребёнком действиями с предметами, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью. 3. Рассмотрев понятие, «игра», мы пришли к мнению, что игра является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте, во время неё ребенок получает всестороннее развитие: новые знания, опыт коммуникации с окружающими, отдыхает и развлекается, овладевает умениями и навыками. Развиваются также и психические процессы - мышление, память, воображение, речь и другие. 4. Проанализировав теоретические аспекты использования пальчиковых игр, как средства развития микромоторики у детей дошкольного возраста, хочется отметить лёгкость применения таких игр, их доступность в плане реализации в разных видах деятельности детей и в разных возрастных группах. Ведь пальчиковая игра – это маленькая «театрализация» короткой стихотворной формы методом манипуляции пальцев и кистей рук, что является действенным средством развития микромоторики. 5. На этапе проведения констатирующего эксперимента был проведён мониторинг психического развития детей контрольной и экспериментальной групп, для выявления внимания, мышления, памяти, а также качеств микромоторной сферы детей. На начальном этапе было зафиксировано, что дети из обоих групп примерно одного возраста, все хорошо адаптированы и регулярно посещают детский коллектив не менее ё года. 6. По результатам проведённого мониторинга на контрольном этапе эксперимента сделаны следующие выводы: психическое развитие детей обоих групп находится примерно на одном уровне. Дети испытывают затруднения: в определении формы, размера, цвета, словесно-логических навыках, в подборе аналогий, сложности в следовании правилам, работают беспорядочно, отказываются от проверки сделанного задания. В связи с тем, что большой процент показал детей с низким уровень развития психических процессов нами было принято решение о необходимости проведения формирующей части работы. По окончании второго этапа эксперимента снова был проведён мониторинг по тем же методикам определения уровня психического развития детей старшего дошкольного возраста и результаты показали: психическое развитие детей контрольной группы, практически не претерпело изменений, при этом психическое развитие детей экспериментальной группы значительно повысилось. Сравнивая проведённый эксперимент с педагогическим опытом педагогов практиков, которые транслируют свой опыт в литературе можно прийти к выводу, что продуктивность пальчиковых игр, как средства развития микроматорики для повышения психического развития детей дошкольного возраста, подтверждается результатами проведённой экспериментальной работы и педагогическим опытом педагогов-практиков. После проведенного исследования нам удалось доказать, что заявленная гипотеза подтвердилась, а именно: пальчиковая игра будет являться эффективным средством психического развития дошкольников при условии: учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; создания комфортных психологических условий для становления гармонично развитой личности; регулярности применения пальчиковых игр. Поставленные задачи исследования решены. Опытным путем была исследована эффективность системы пальчиковых игр, как средства развития микромоторики, а следовательно, и гармоничного психического развития детей дошкольного возраста.
Читать дальше
Правовые акты 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 6. 03. 2022) Литература, периодические издания 2. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей / Под ред. - М.: Педагогика, 2016. - 256с. 3. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. - 2016. - № 1. - С. 65–75. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2018. - 480с. 5. Давыдов В.В. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 2016 - 463 c. 6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2018. - 128с. 7. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: 2000. - 89с. 8. Ковалёв А.Г., Мясищев В. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В. Мясищев - Л. 2019. - 320 с. 9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД "МиМ", 2020 - 192с. 10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 464с. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / учебное пособие. - М., Академия, 2017. - 376 с. 12. Немов Р.С. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 688 с. 13. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 448 с. 14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 384 с. 15. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни. Методические рекомендации, М: издательство Московского психолого-социального института, 2018.- 192с. 16. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2019. - 71 с. 17. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. - М.: «Олма-Пресс», 2020. - 236 с. 18. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 2017. - 144с. 19. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2018. - № 12. - С. 56–59. 20. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2017. - 194 с. 21. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Торсинг", 2019. - 734с. 22. Эльконин Д.Б. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 2020. - 272с. 23. Павлова Т. Р. Из опыта работы «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста» [электронный ресурс] http://doshkolnik.ru/motorika/25867-vystuplenie-iz-opyta-raboty-palchikovye-igry-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения 6. 03. 2022) 24. Лучникова Н. В. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр [электронный ресурс] http://www.berezka332.ru/stranichki-pedagogov/vospitatelya-nemkinoy-elviry-yurevny/metodicheskiy-aspekt-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti/metodicheskoe-materialy/shkola-molodogo-pedagoga/opyt-raboty-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-u-detey-mladshego.html (дата обращения 6. 03. 2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Специфика становления канадской периодики 19 века
Количество страниц:
32
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Формирование критического мышления учащихся: потенциал социально-гуманитарных дисциплин
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Методика преподавания
реферат
Руководство и лидерство в группе. Стили лидерства
Количество страниц:
5
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image