На данный момент времени можно с уверенностью сказать о том, что преступность среди лиц, не достигших совершеннолетия, является одной из самых серьезных проблем, актуальных для всех стран, что требует повышенного внимания со стороны государства и общества к поиску путей ее решения.
Правила уголовного судопроизводства, применительно к лицам, не достигшим совершеннолетия на момент совершения противоправного действия, ставят своей главной целью формирование дополнительных гарантий для комплексного и объективного расследования обстоятельств дела, определение причин и условий, из-за которых несовершеннолетний пошел на преступление, реализацию их процессуальных прав, применение оптимальных и справедливых способов воздействия на ребенка с принятием во внимание его личностных особенностей и специфики действий.
В современных условиях наименее защищенными по-прежнему остаются дети, подростки. Рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о нестабильной и неблагоприятной социальной ситуации в стране, т.к. подрастающее поколение является немаловажным объектом социального развития государства, а нарушение уголовного закона в юном возрасте говорит о недостаточном воспитании правового сознания молодёжи.
Особенность назначения наказания несовершеннолетним лицам, на наш взгляд, заключается в том, что личность такого субъекта уголовного права в полной мере ещё не сформирована. Ведь становление личности, как утверждают психологи, является постепенным процессом, на который влияют различные факторы. Так, генетика, воспитание, менталитет, культура, близкое социальное окружение – вот основные элементы личностного развития. Несовершеннолетний неосознанно может копировать поведение окружающих его людей, не имея на данный период времени своих жизненных принципов и установок. Именно поэтому очень важно при назначении того или иного наказания выработать строго индивидуальный подход к каждому конкретному несовершеннолетнему лицу.
Можно выделить следующие особенности уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия заключающихся:
– в ограничении видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним; в значительном сокращение размеров и сроков применяемых наказаний;
– в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних;
– в возможности освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
– в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних;
– в условиях применения условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания;
– в значительном снижении сроков давности;
– в снижении сроков погашения судимости.
Данные меры были направлены на снижение развития преступности среди лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Таким образом, в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, увеличивается воспитательная роль не исключительно наказанием, но и других мер. Так же можно отметить, что существенно сокращаются пределы уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних. Свидетельством чего, представляется установление системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности.
Хотелось бы отметить условия, индивидуализирующие несовершеннолетнего применительно к институту назначения наказания.
Во-первых, возраст подростка как смягчающее обстоятельство учитывается при совокупности с другими смягчающими или отягчающими обстоятельствами.
Во-вторых, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего: наличие или отсутствие родителей, выполнение ими обязанностей по воспитанию подростка, межличностные отношения между несовершеннолетним и его родителями, другими родственниками, взаимоотношения и обстановка в учебном или трудовом коллективе.
В-третьих, уровень психического развития подростка определяется потенциалом его интеллектуальных способностей, полученных навыков, волевых и эмоциональных свойств, определяющих способность несовершеннолетнего понимать жизненную ситуацию и управлять своим поведением, его возможность предвидеть и правильно оценивать последствия своих действий.
В-четвертых, влияние на подростка старших по возрасту лиц: общение с взрослыми подстрекателями, совершение преступления под влиянием других лиц, неправомерное или правонарушающее поведение взрослых лиц. Сюда же можно отнести степень проявления возрастных характеристик психики: внушаемость, склонность к подражанию и фантазированию, импульсивность.
Есть особые правила, которые действуют при разбирательстве преступлений, которые совершили несовершеннолетние:
–при вынесении приговора, смягчающим обстоятельством является несовершеннолетний возраст;
–штрафные санкции применяются либо к несовершеннолетним либо к его родителям/опекуну/усыновителю;
–ограничение свободы не назначается при совершении не тяжких преступлений впервые;
– лицам в возрасте 16 лет, срок выше 10 лет могут назначить только за особо тяжкие виды преступлений.
Из всех предложенных ст. 44 УК РФ видов наказаний в отношении несовершеннолетних действуют только шесть: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
Существующая система наказаний имеет достаточный арсенал видов наказаний, чтобы в каждом конкретном случае обеспечить максимальную индивидуализацию и справедливость наказания.
Принудительные меры воспитательного воздействия не являются мерами уголовного наказания, они не названы среди видов уголовного наказания, что наглядно подтверждается положениями уголовного закона. Указанные меры имеют профилактический характер, направлены на предупреждение совершения преступлений и правонарушений в дальнейшем и возмещение вреда, причиненного преступлением.
К несовершеннолетним применяются предусмотренные статье 86 УК общие положения о судимости (части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осуждённых – по истечении испытательного срока (пункт «а» части третьей), и в отношении лиц, осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы – по истечении одного года после отбытия наказания (пункт «б» части третьей), о погашении судимости при условно-досрочном освобождении (часть четвертая) и о снятии судимости (часть пятая статьи 86 УК РФ). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего.
Статья 95 предусматривает сокращенные сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет:
а) один год после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести;
б) три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
В ст. 95 УК РФ указаны сроки погашения судимости несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за все категории преступлений. Если несовершеннолетний осужден условно или к видам наказания, не связанным с лишением свободы, то сроки погашения судимости определяются по общему правилу, указанному в п. «а» и «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ.
Подводя итог нашему исследованию, хотелось бы отметить, что преступность среди несовершеннолетних является достаточно сложной социально-педагогической, психологической проблемой, решить которую возможно лишь при объединении государственных органов власти, социальных учреждений. И основной акцент должен быть сосредоточен именно на повешении мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
С возрастом мы нередко жалеем о своем поведении в молодости. Речь идет и о каких-то легкомысленных поступках, так же и о более серьезных правонарушениях. Хорошо, когда ошибки молодости можно, приложив к этому больше или меньше усилий, исправить. Хуже, когда подобные ошибки приводят к таким последствиям, которые вследствие необратимы. В юном возрасте тяжело оценить возможные последствия, однако всё должно иметь свои рамки, не пересекающие свободы других людей и не нарушающие норм закона.