Введение …………………………………………………………………..3
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНА И ЗАХВАТА СУДНА ВОЗДУШНОГО ИЛИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА…………..5
1.1. Объективные признаки угона и захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава…………5
1.2. Субъективные признаки угона и захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава……….10
2. ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА И ЗАХВАТА СУДНА ВОЗДУШНОГО ИЛИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА………………….15
2.1. Квалифицированные виды угона и захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава………..15
2.2. Отграничение угона и захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава от смежных преступлений……………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………..31
Читать дальше
К самолетам относятся самолеты, вертолеты и другие самолеты, работающие на автономных двигателях, а также различные авиационные устройства: воздушные шары, планеры и т. д., предназначенные для перемещения людей и грузов.
Водные транспортные суда – это плавучие транспортные средства, работающие от автономных двигателей или энергии ветра. К ним не относятся гребные лодки и другое плавательное оборудование из-за мышечной силы человека.
Железнодорожный подвижной состав относится к локомотивам, вагонам и тележкам. Как угон, так и захват транспортного средства с целью кражи предполагают установление контроля над этим транспортным средством, с этого момента преступное деяние считается завершенным.
Если контроль над транспортным средством не установлен независимо от воли угонщика, его действия квалифицируются как попытка.
Контроль может состоять как в личном управлении транспортным средством, так и в принуждении его экипажа к угону под угрозой насилия.
Угон, совершенный с целью совершения другого преступления (угон автомобиля, похищение и т. д.), квалифицируется совокупностью комментируемой статьи и соответствующими статьями Уголовного кодекса.
Угон объективно связан с нарушением правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ), с наличием на борту лиц, незаконно лишенных свободы (ст. 127 УК РФ), поэтому такие преступления не требуют самостоятельной квалификации.
Что касается, часть 2 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что насилие, опасное для жизни и здоровья или с угрозой применения такого насилия выступает в качестве торговой марки квалификации, если используется для захвата или угона самолетов, в том числе насилие, чтобы сохранить контроль на экипаж. Применение насилия с другой целью (например, убийство пассажиров по политическим мотивам после установления контроля над судном) не является квалификационной характеристикой части 2 комментируемой статьи и должно квалифицироваться независимо.
Требование преступника предоставить транспортное средство, предусмотренное комментируемой статьей, под угрозой угрожающего жизни и здоровью насилия захваченным заложникам, должно быть квалифицировано в соответствии с частью 2 комментируемой статьи и статьей 206 Уголовного кодекса.
Преступное деяние совершается с прямым умыслом. Объектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Квалифицированным типом (часть 2 статьи 211) угона или захвата этих транспортных средств является их совершение:
а) группой людей по соглашению;
c) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия;
г) использование оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Особо отягчающие обстоятельства (часть 3 статьи 211) признаются такими действиями во время угона или похищения, если:
- совершено организованной группой;
- причина смерти человека по неосторожности;
- это привело к другим серьезным последствиям.
Другими серьезными последствиями в этом случае являются разрушение или повреждение транспортных средств, пассажирского имущества, аэропорта, порта или причала, возникновение несчастных случаев, катастроф или смертей, дезорганизация в течение длительного периода транспортных операций, а также умышленное убийство при угоне или захвате транспортного средства.
Читать дальше
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
3. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 12.03.2001, N 11, ст. 1001.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 170.
5. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 4, апрель, 2012.
7. Указ Президиума ВС СССР от 03.01.1973 N 3798-VIII (ред. от 15.10.1982) "Об уголовной ответственности за угон воздушного судна" (утратил силу) // "Свод законов СССР", т. 10, с. 566-2, 1990 г.
8. Адельханян Р.А. Захват воздушных судов по международному уголовному праву // Законность. 2002. № 10. С. 27 - 36.
9. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. 9-е изд., стер. М. : Дрофа, 2020. 336 с.
10. Иванов Н.А. Ответственность за угон воздушного судна .юстиция.- 1973 -№ 11.- С. 14 - 26.
11. Князева Е. А. Угон и захват судна воздушного или водного транспорта (уголовно-правовое и криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2020. 27 с.
12. Комментарий к уголовному кодексу РФ / под ред. В.В. Мозякова. — М. : ЮРИСТЪ, 2020. 425 с.
13. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны в РФ. М., 1981 – 451 с.
14. Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность : моногр. М. : Юрлитинформ, 2015. 488 с.
15. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972 – 364 с.
16. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. Кудрявцева В.Н. и Наумова А.В.. М., Норма. 2019 – 1036 с.
17. Нагаева Т.И. Пиратство как вид преступного деяния (историко-право-вой аспект) // История государства и права. 2019. № 10. С. 9 - 25.
18. «Судебная практика СССР по делу Альвикаса» 19сентября 1982г. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: ст. 12 (дата обращения 22.04.2022).
19. «Судебная практика СССР по делу Махаева» 25января 1983г. [ Электронный ресурс] Режим доступа:.ст.13 (дата обращения 22.04.2022).
20. Узденов А. И. Угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2018. 226 с.
21. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. — Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982. 412 с.
22. Malksoo L. Russian Approaches to International Law. Oxford, Oxford University Press, 2018. 240 p.
Читать дальше