Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников 6
1.1 Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 6
1.2 Нравственное воспитание в системе обучения 10
1.3 Теоретические и практические основы экономического воспитания 11
1.4 Сущность цели и задачи экономического воспитания школьников 14
Вывод по первой главе 18
Глава 2. Нравственно-экономическое воспитание учащихся в современной школе 19
2.1 Конспект урока экономики с применением педагогических технологий 19
2.2 Сценарий классного часа «Дети и деньги» 24
2.3 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию учащихся в современной школе. 27
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Читать дальше
В ходе нашего исследования на тему: «Нравственное становление обучающихся в процессе экономического образования» уточнены теоретические и практические основы экономической педагогики, позволяющие эффективно решать воспитательные задачи в образовательном процессе, а также раскрыта сущность понятий нравственного воспитания и нравственно-экономического воспитания.
Под понятием нравственного воспитания считают, что это систематическое воздействие на человека с целью передачи ему имеющихся в обществе нравственных ценностей для развития у него способности к нравственному совершенствованию, а под понятием нравственно-экономического воспитания, смотрят при нравственном воспитании в новых экономических условиях формирование высоконравственной и экономически ответственной личности, отличающейся разумным хозяйствованием, бережным обращением с материальными ценностями и экономическими ресурсами, формированием экономических убеждений и экономически важных качеств личности (трудолюбие, организаторские способности, бережливость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство ответственности).
В исследовании также использовались теоретические и практические методологии. Теоретические методы включали: методологический, дидактический и психологический аспекты. Проведен анализ литературных источников. Сформулирована концепция исследования и выработан правильный подход, заключающийся в том, что в процесс обучения обязательно должны входить задачи, направленные на воспитание в нравственности. Экспериментальные методы представлены в работе из следующих компонентов: практический эксперимент (конспект урока, сценарий урока), в ходе которого раскрывается сущность нравственно-экономического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработан и проверен на практике правильный подход к обучению экономике и обеспечена целостность и преемственность восприятия экономических знаний.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: уровень сформированности нравственно-экономического воспитания повысится, если
• Уточнена сущность понятий: нравственное воспитание и нравственно-экономическое воспитание
• Разработан правильный подход к преподаванию экономики и обеспечена целостность и преемственность восприятия экономических знаний
• Апробировано на практике сочетание теоретической формы проведения занятий с практическими формами.
Читать дальше
1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников/ А.Ф. Аменд. – Челябинск, 1982. – 177 с.
2. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание учащихся/ А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов. – Москва, 2008. – 527 с.
3. Ботько, А.В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч. 1/ А.В. Ботько.–Гродно: УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003.–94 с.
4. Валюшкина, С.М. Педагогическая практика, направленная на экономию и энергосбережение/ С.М. Валюшкина, Ж.Ф. Лапаревич // Народная асвета. –2010. – №10.–С. 28–44.
5. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся/ Ю.К. Васильев. – М.: Педагогика, 1983. – 96 с.
6. Жилич, Н.А. Экономим вместе! Работа по экономии и бережливости / Н.А. Жилич // Пачатковая школа. – 2011. – №8. – С. 57–61.
7. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы/ Е.Н. Землянская. – Москва, 2007. – 159 с.
8. Зинкевич, И.М. Проект «Школа жизни. Учимся экономить»/И.М. Зинкевич // Адукацыя i выхаванне. – 2011. – №6.–С. 24–26.
9. Колючникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика, диагностики сформированности нравственно – волевых качеств детей. // Методист. 2004. № 5. С. 57 – 61.
10. Комаров Э. И. Азбука нравственности. // Воспитание школьников. 2004.
11. Комарович, Т.А. Обучение детей экономии и бережливости в использовании энергоресурсов/Т.А. Комаревич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – №3.–С. 39–42.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей; Юрайт, 1999. – С. 283–287.
13. Макаренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М. 1985. – 126 с.
14. Матюша, И.К. Связь трудового воспитания и экономического воспитания / И.К. Матюша // Педагогика. – 2006. – №9. – С. 32–36.
15. Медынский Е. Н. Основы педагогической системы К. Д. Ушинского. – М.: Знание. 1989. – 128 с.
16. Моисеенко И. В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5 – 9 классах.// Классный руководитель. 2004. № 7. С. 38 – 45.
17. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. 1999. – 457 с.
18. Пармёнов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000. С. 54 – 62. № 8. С. 43 – 51.
19. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб., 1893. – 346 с.
20. Психологическое наследие Ушинского К. Д. Под. ред. Г. С. Костюка. Киев. 1977. – 243 с.
21. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2001. – 347 с.
22. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. 2004. – 767 с.
23. Е.В. Смирнова, М.И. Милевская. – Мн.: НМЦентр, 1997. –72 с.
24. Смирнова, Е.В. Экономика на уроках письма и чтения/ Е.В. Смирнова, М.И. Милевская. – Мн.: НМЦентр, 1998. –64 с.
25. Стуминский В. Я. О педагогическом наследстве К. Д. Ушинского. – М.. 1897. – 245 с.
Читать дальше