Если вас интересует написание отчета по практике на заказ , заполняйте форму на сайте Work5.
Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я-концепция», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что «Я-концепция», состоит из следующих компонентов: когнитивный, оценочный, поведенческий. Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Изучение самооценки с привлечением разнообразных методик и приемов - актуальное направление повышения качества начального образования, цель которого определяется как всестороннее развитие личности ребенка. В соответствии с новыми стандартами образования начальная школа для обеспечения всестороннего развития должна, создать возможности для формирования самостоятельности в учебной деятельности, самосовершенствования, в том числе и через самообучение. Результатом образования в первую очередь должно стать «умение учится», связанное с развитием универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), а не только предметные знания. Г.А. Цукерман пишет: «..воспитать у учеников умение учиться, значит воспитать у детей здоровую самооценку», следуя логике этого высказывания, можно обоснованно поставить знак равенства между целью образования и воспитанием «здоровой» самооценки учащихся. При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина: «У обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки». Актуальность темы исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Цель: изучение особенностей оценки и самооценки детей младшего школьного возраста. Объект исследования: особенности оценки и самооценки младшего школьника. Предмет исследования: самооценка младшего школьника. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Изучить особенности оценки и самооценки учащихся. На основе выведенных задач были определенны следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Методологическую основу исследования составляют: теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме; методики изучения самооценки качеств личности «Идеал-Антиидеал» (А.С. Будасси), «Лесенка» (под редакцией Т.Д. Марцинковской), методика Т. Дембо - С. Рубинштейн. Проблема оценки и самооценки учащихся в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина). Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, одной теоретической, второй эмпирической, глоссария, заключения, списка использованных источников (25 наименований). Общий объем работы составил – 41 стр. Глава 1. – Теоретический обзор особенностей оценки и самооценки в младшем школьном возрасте Глава 2. – Практическая работа по изучению особенностей самооценки в младшем школьном возрасте В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.