ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7 1.1. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований 7 1.2. Факторы формирования и особенности самооценки детей младшего школьного возраста 11 1.3. Взаимосвязь оценки и самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 21 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 25 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26 2.1. Диагностика самооценки младших школьников 30 2.2. Приемы и методы работы с младшими школьниками с завышенной, заниженной и средней самооценкой 30 ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 ГЛОССАРИЙ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Психология
36 страниц
73% уникальность
2022 год
33 просмотров
Анна Г.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7 1.1. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований 7 1.2. Факторы формирования и особенности самооценки детей младшего школьного возраста 11 1.3. Взаимосвязь оценки и самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 21 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 25 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26 2.1. Диагностика самооценки младших школьников 30 2.2. Приемы и методы работы с младшими школьниками с завышенной, заниженной и средней самооценкой 30 ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 ГЛОССАРИЙ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Читать дальше
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности. Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И.


Если вас интересует написание отчета по практике на заказ , заполняйте форму на сайте Work5.


Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я-концепция», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что «Я-концепция», состоит из следующих компонентов: когнитивный, оценочный, поведенческий. Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Изучение самооценки с привлечением разнообразных методик и приемов - актуальное направление повышения качества начального образования, цель которого определяется как всестороннее развитие личности ребенка. В соответствии с новыми стандартами образования начальная школа для обеспечения всестороннего развития должна, создать возможности для формирования самостоятельности в учебной деятельности, самосовершенствования, в том числе и через самообучение. Результатом образования в первую очередь должно стать «умение учится», связанное с развитием универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), а не только предметные знания. Г.А. Цукерман пишет: «..воспитать у учеников умение учиться, значит воспитать у детей здоровую самооценку», следуя логике этого высказывания, можно обоснованно поставить знак равенства между целью образования и воспитанием «здоровой» самооценки учащихся. При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина: «У обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки». Актуальность темы исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Цель: изучение особенностей оценки и самооценки детей младшего школьного возраста. Объект исследования: особенности оценки и самооценки младшего школьника. Предмет исследования: самооценка младшего школьника. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Изучить особенности оценки и самооценки учащихся. На основе выведенных задач были определенны следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Методологическую основу исследования составляют: теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме; методики изучения самооценки качеств личности «Идеал-Антиидеал» (А.С. Будасси), «Лесенка» (под редакцией Т.Д. Марцинковской), методика Т. Дембо - С. Рубинштейн. Проблема оценки и самооценки учащихся в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина). Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, одной теоретической, второй эмпирической, глоссария, заключения, списка использованных источников (25 наименований). Общий объем работы составил – 41 стр. Глава 1. – Теоретический обзор особенностей оценки и самооценки в младшем школьном возрасте Глава 2. – Практическая работа по изучению особенностей самооценки в младшем школьном возрасте В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.

Читать дальше
Когнитивность — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В широком смысле это акт познания. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Младший школьный возраст — начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Отметка — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. Оценочная деятельность — это составляющая часть профессиональной деятельности учителя, основная функция которой состоит в стимулировании активности учеников. На современном этапе целью оценочной деятельности учителя является не просто контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития них адекватной самооценки. Оценка — выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). Парциальная оценка — это частичная оценка, выраженная в вербальной форме, которая определяет в итоге успешность ученика. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики, определяющей в целом личность и поведение школьника, и составляют интегральную оценку. Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ). Самооценка — то личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств. В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путём соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика. Фиксированная оценка — отражает успехи школьника на уроке, носит более обобщенный характер, обычно выражается в баллах. Фиксированную в баллах оценку часто называют отметкой. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики, определяющей в целом личность и поведение школьника, и составляют интегральную оценку. Фрустрация — психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. «Я-концепция» — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Читать дальше
1. Постановлении от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» // Российская газета. 2011. № 54. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2011. - 45 с. 3. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова // Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118. 4. Аликова Л.Р. Способы формирования самоконтроля учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе / Л.Р. Аликова, Н.В. Тимошкина // В сб.: Перспективы науки. Казань, 2016. - С. 315-318. 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с. 6. Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я».// Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М., Педагогика, 1988. - С. 56-65. 7. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова ; Автор А.В. Захарова // Новые исследования в психологии : издается с 1970 г. : выходит два раза в год / ред. В.В. Давыдов. – 2003. – №2. – с. 45 - 48. 8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа «Начальная школа XXI века». М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2014. - 25 с. 9. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. - С. 48-59. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - 504 с. 11. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятии самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. - С. 73-76. 12. Глобина О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. 2013. № 12. - С. 52-55. 13. Захарова А.В., Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. 1980. № 4. - С. 90-99. 14. Зинова Т.В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Зинова. М. : 2002. - 143 с. 15. Ижойкина Л.В. Организация самоконтроля и самооценки учебных действий на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2013. № 3. - С. 40-45. 16. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 10. - С. 17-22. 17. Каменкова Н.Г. Организация учета учебных достижений как средство развития самооценки младших школьников / Н.Г. Каменкова, В.М. Силеньникова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. № 2. - С. 48-55. 18. Кон И.С. Открытие «Я». - Москва : Политиздат, 1978. - 367 с. 19. Курбатова А.С. Экологическое образование учащихся начальной школы / А.С. Курбатова, А.А. Горюнова // Начальное образование. 2017. Т.5. № 6. - С.14-18. 20. Курбатова А.С. К проблеме создания инновационной системы оценивания образовательных достижений младших школьников /А.С. Курбатова, М.Ю. Рымгайло // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-2. - С. 334-338. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36156 (дата обращения 09.05.2022) 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 389 с. 22. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. М.: Знание, 2006. - 64 с. 23. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8 24. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, № 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9 25. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки. Вестник МГУ. 1986; Серия 14, Психология. 26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. М.,1989. - 389 с. 28. Фаттулаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. - С. 69-70. 29. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // В сб.: Актуальные проблемы начального образования. Ростов-на-Дону, 2016. - С. 36-40. 30. Цукерман А.Г. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа 2001. № 1. - С. 23-26. 31. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977. - 278 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ЖЕНЩИНА-ЖУРНАЛИСТ В ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Моделирование позитивного образа в СМИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория и практика СМИ
курсовая работа
Компенсация морального вреда
Количество страниц:
25
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image