Поступив к Николаю Коляде на отделение драматургии в 2005 году, Ярослава Пулинович имела смутные представления о современной драматургии. Позже влюбилась в театр и увидела свое призвание в написании именно пьес. Учась на третьем курсе, Ярослава приняла участие в конкурсе «Дебют». Она попала в шорт-лист с пьесой «Учитель химии» и стала обладательницей специальной премии «Голос поколения». Через два года снова принимает участие в «Дебюте» и берет премию «Птица».
Ярослава Пулинович является также лауреатом премий «Евразия» и «Новая пьеса». На ее счету 17 пьес, 6 из них были поставлены более чем в тридцати театрах России. Пьесы Пулинович востребованы и в других странах: в Англии и США. К творческим успехам автора можно отнести также 5 киносценариев.
Анализ пьес показал, что драматургия Я. Пулинович имеет свой художественный код, который сродни поэтике «новой драмы», но при этом обладает оригинальностью. Автор активно насыщает драматическую структуру эпическими элементами (обилие монологов разных видов: монолог-исповедь, монолог-воспоминание, внутренний монолог; повествование от первого лица, развернутые ремарки, вставные конструкции: «главки», сказки, дневники и др.), придающими драме свойства прозы, что способствует адаптации текста к киносценарию.
Автор выстраивает сюжет на истории судьбы героя, нравственном императиве (добро и зло, правда и ложь, дружба и любовь, преданность и предательство), находя причины неблагополучия в социуме, «родном доме» и «чужом доме» (детдоме). Внутренний конфликт-самоанализ, раскрывающий сущность протагониста, стал новым приемом в изображении самоутверждающегося героя.
Заслуга Я. Пулинович состоит в том, что она вывела на сцену героя нашего времени, способного анализировать свою жизнь, верящего в добро, что не присуще «новодрамовцам». Фактически она наметила новую стратегию, касающуюся поиска героя в современной драматургии, ориентируясь на общечеловеческие ценности.
Сопровождаемый поисками новых форм художественной условности идиостиль Ярославы Пулинович развивается в направлении к литературному центру, характеризуется реалистическим воспроизведением индивидуализированных речевых портретов персонажей.
В результате проделанного анализа мы можем выделить ряд особенностей присущих творчеству драматурга Ярославы Пулинович:
1. Герои находятся в поиске «себя».
2. Герои одиноки, отчего обличаются в маски.
3. Используется техника «наивного письма».
4. Происходит тотальное несовпадение мечты и действительности.
5. В финале пьесы герои задаются экзистенциальными вопросами.
Необходимо отметить, что сложившаяся в Екатеринбурге Уральская школа современной драматургии характеризуется наличием особой эстетической конвенции, основу которой составляет «метод лингвистического натурализма». Ярослава Пулинович использует приемы натуралистического воспроизведения языкового существования лишь частично: урализмы и жаргонизмы внедряются в речь персонажей по типу вкрапления.
Условием понимания сущности «новой драмы» является ее рассмотрение в контексте динамики современной литературы в целом, обнаружения схожих процессов в прозе и драматургии. Только синтез подходов, методик, расширение контекста, сопоставление произведений разных национальных литератур позволяет адекватно описать столь сложное, развивающееся явление, как современная «новая драма».
Новая драма, как нечто цельное, зародилась в трех городах: в Москве с «Театр.doc», в Тольятти под началом Вадима Ливанова и в Екатеринбурге в школе Николая Коляды. Причина была в том, что репертуарные театры не хотели ставить или даже читать современную драматургию. Людям невозможно было объяснить, что театр – живая вещь, где нельзя играть только условного Чехова. Если раньше театры ставили только Шекспира, Чехов бы не появился, потому что он тоже был молодым автором и новой драмой.
Сейчас современная драматургия вписана в контекст репертуарного театра, хотя, возможно, и не так, как хотелось бы. Те люди, которые раньше писали экстремальные вещи о подростках из неблагополучных семей, сейчас пишут более театральные, компромиссные, может даже коммерческие истории. Что касается нынешних молодых авторов, то по их работам видно, что тема маргинальности уходит. Герой десятых-двадцатых годов, это, скорее, менеджер среднего звена и житель большого города.
Таким образом, пространственная свобода в новейшей драматургии не всегда идентична свободе выбора, а дорога, воспринимаемая как возможный путь к спасению, зачастую ведет в никуда, «вниз без остановок».
Хотелось бы отметить отношение автора к своим произведениям. После пьесы «Как я стал» с неуверенным в себе влюбчивым парнем, который сам того не желая, может легко разрушить не одну судьбу, Ярослава Пулинович сказала: «Мне бы хотелось, чтобы зритель сочувствовал моему герою. Но было бы радостно, если бы, посмотрев спектакль, зритель сказал сам себе: «Может, такие люди и типичны для нашего общества, а все же я не такой».