Введение 3 Глава 1. Сущность понятия «общественное мнение» 5 1.1. Возникновение и эволюция понятия «общественное мнение» 5 1.2. Теоретические аспекты изучения общественного мнения 7 1.3. Структура общественного мнения 10 Глава 2. Теории формирования и управления общественным мнением 15 2.1. Механизмы и источники формирования общественного мнения 15 2.2. Классическая теория пропаганды 17 2.3. Теория ограниченного влияния П. Лазарсфельда 19 2.4. Теория «макроправил» Т. Ван Дейка 21 2.5. «Мягкие» технологии управления общественным мнением 22 Заключение 27 Список литературы 30

Сравнительный анализ теорий формирования общественного мнения

курсовая работа
Маркетинг
30 страниц
97% уникальность
2022 год
26 просмотров
Рыльская Е.
Эксперт по предмету «Маркетинг»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Сущность понятия «общественное мнение» 5 1.1. Возникновение и эволюция понятия «общественное мнение» 5 1.2. Теоретические аспекты изучения общественного мнения 7 1.3. Структура общественного мнения 10 Глава 2. Теории формирования и управления общественным мнением 15 2.1. Механизмы и источники формирования общественного мнения 15 2.2. Классическая теория пропаганды 17 2.3. Теория ограниченного влияния П. Лазарсфельда 19 2.4. Теория «макроправил» Т. Ван Дейка 21 2.5. «Мягкие» технологии управления общественным мнением 22 Заключение 27 Список литературы 30
Читать дальше
В современном обществе общественное мнение играет большую роль в общественных и политических процессах. В большинстве стран мира законодательством закреплено, что общественное мнение является важной частью процесса управления государством. При этом используются различные механизмы: выборы и референдумы, институты гражданского общества, средства массовой информации и социальные сети, опросы общественного мнения и т.д.


Поможем написать диссертацию на заказ в Новосибирске Просто заполните форму на сайте Work5.


Вместе с тем, и политики, и представители общественности давно поняли, что для достижения своих целей необходимо привлекать на свою сторону общественное мнение, а для этого необходимо применять различные технологии воздействия. Технологии формирования общественного мнения – это совокупность приемов и методов, направленных на выработку в обществе требуемых взглядов, убеждений и отношения к различным фактам, событиям, процессам действительности. В связи с изложенным выше обоснованием важности общественного мнения в функционировании современного общества, представляется существенным понимание основ процесса его формирования. Однако на данный момент не существует единой теории, описывающей работу с общественным мнением и способы влияния на нее, поэтому представляется интересным провести сравнительный анализ различных теорий, чтобы понять их фундаментальные различия. Именно на этом основана актуальность темы данной курсовой работы. Понятие «общественное мнение» анализировалось и формировалось многими учеными, начиная от классиков Н.Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, французских просветителей, Г.В.Ф. Гегеля и заканчивая учеными ХХ в. Г. Тардом, Дж.Т. Янгом, А.У. Халкомбом и др., краткий анализ трудов которых будет проведен в первой главе данной работы. Также ученые Г. Лассуэл, П. Лазарсфельд, Т. Ван Дейк и другие рассматривали вопрос способов формирования общественного мнения и изучали различные способы влияния на него; анализ их работ будет проведен во второй главе. При написании данной курсовой работы использовались методы анализа и синтеза теоретической информации, системный подход, а также метод сравнения взглядов различных ученых на процесс формирования общественного мнения. Целью данной курсовой работы является изучение различных теорий формирования общественного мнения и проведение сравнительного анализа для выявления фундаментальных различий в подходах различных авторов к описанию данного вопроса. Для достижения этой цели необходимо последовательно решить задачи: 1. изучить понятие «общественное мнение», рассмотреть его эволюцию в трудах различных ученых, 2. рассмотреть механизмы формирования общественного мнения и способы управления им, 3. провести сравнительный анализ существующих теорий формирования общественного мнения, в частности, теорий пропаганды, ограниченного влияния и «макроправил», и сделать выводы об их сходствах и различиях между собой. Объектом изучения данной курсовой работы является общественное мнение. Предмет – теории формирования общественного мнения. Практическая значимость данной работы состоит в систематизации и сравнении различных теорий формирования общественного мнения, что может в дальнейшем облегчить изучение и разработку этой темы. Работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, двух глав, в которых происходит подробное изучение понятия «общественное мнение» и теорий его формирования, заключения, где представлены основные выводы по итогам работы и списка использованной литературы.

Читать дальше
Эра глобальной информации ставит перед человечеством новые вызовы и определяет изменение восприятия и понимания различных феноменов, делая их более комплексными. С одной стороны, это меняет характер отношений между людьми в сторону большей гибкости, но другой открывает возможности для установления иного порядка отношений в социуме. Вопросы формирования общественного мнения стояли во главе научной повестки на протяжении многих лет. Еще ученые античности, хотя и не знали еще этого понятия, пытались определить механизмы функционирования общественного мнения и его роль в общественной и государственной жизни. С течением времени все большее число ученых давало свои определения этому феномену, так что в данный момент общепринятого определения этого термина не существует. Однако изучив много разнообразных мнений ученых, понятие «общественное мнение» можно определить как форму массового сознания, в которой проявляется скрытое или явное отношение различных индивидов и их групп к жизненным событиям, процессам и явлениям, которые затрагивают их потребности и интересы. В данной курсовой работе были рассмотрены основные характеристики, присущие общественному мнению, а именно активность, публичность, дискуссионность и относительная стабильность. Также были рассмотрены оценочная, контрольная, защитная, консультативная, директивная, регулятивная и социально-конструктивистская функции общественного мнения. Затем в работе была рассмотрена трехкомпонентная структура общественного мнения, состоящая из рационального, эмоционального и волевого компонента, также были описаны особенности их взаимодействия. Таким образом, поставленная во введении задача «изучить понятие «общественное мнение», рассмотреть его эволюцию в трудах различных ученых, была в полной мере решена. Во второй главе данной работы описываются источники формирования общественного мнения, такие как непосредственный опыт индивида, коллективный опыт и слухи, и дается оценка истинности передаваемой этими источниками информации и степень их влияния на формирование общественного мнения. Дальнейшая часть работы посвящена непосредственно описанию различных теорий управления общественным мнением. Так, в работе дается характеристика классической теории пропаганды, выделяются шесть ее основных принципов, приводятся примеры ее использования в общественной и политической жизни общества. Основными характеристиками пропаганды являются прямое и весьма агрессивное воздействие на членов общества. Рассматриваемая далее теория ограниченного влияния говорит о том, что средства массовой информации имеют достаточно ограниченное влияние на принятие решений индивидами, их роль скорее состоит в том, чтобы подтвердить решение, уже принятое человеком. В этом состоит существенное отличие данной теории от пропаганды, которая активно использует СМИ в своей деятельности и считает ее одним из главных инструментов в формировании общественного мнения. Однако стоит отметить, что в теории ограниченного влияния выделяется роль «лидера мнений» - авторитетного человека, к которому аудитория будет прислушиваться и который может влиять на общественное мнение. Эта роль весьма похода на роль лидера государства в концепции пропаганды. Следующая рассмотренная в работе теория «макроправил» дает описание макроструктур, которые выстраивает в своей голое индивид в процессе восприятия больших массивов информации. Макроструктуры стоятся по правилам сокращения, обобщения и построения, которые помогают удалить из сообщения «лишнюю» информацию и оставляют в понимании человека только упрощенные схемы. В этом концепция макроправил сходна с пропагандистской теорией, которая утверждала, что информацию до общественных масс нужно доносить в максимально упрощенном виде, желательно короткими фразами или лозунгами. После этого рассматриваются актуальные и активной использующиеся сегодня так называемые «мягкие» технологии управления общественным мнением: спиннирование, определение повестки дня, самосбывающийся прогноз и др. Их главная особенность состоит в том, что они симулируют в обществе свободу выбора, создают иллюзию двусторонней коммуникации и симулированной реальности с помощью средств массовой информации. Воздействие на общество происходит с помощью так называемой «вирусной» стратегии, когда индивиды передают друг другу информацию, даже не подозревая, что она специальным образом структурирована и доведена до их сведения именно с целью ее широкого распространения в обществе. Возникновение данных методов работы с общественным мнением обусловлено широким применением приемов пропаганды в недалеком прошлом, а также активное использование этих приемов в рекламе, что вызвало у общественности определенное «привыкание» к прямым и агрессивным методам воздействия. Исходя из сказанного, можно сказать, что классическая теория пропаганды является «прародителем» современных «мягких» технологий управления общественным мнением. Таким образом были решены задачи рассмотреть механизмы формирования общественного мнения и способы управления им и провести сравнительный анализ существующих теорий формирования общественного мнения, в частности, теорий пропаганды, ограниченного влияния и «макроправил». Подводя итоги работы, следует отметить, что все поставленные во введении задачи были решены, соответственно цель работы – изучение различных теорий формирования общественного мнения и проведение сравнительного анализа для выявления фундаментальных различий в подходах различных авторов к описанию данного вопроса – была достигнута.
Читать дальше
1. Архонт, №2 (23), 2021, с. 82-92. 2. Вестник науки, изд. 2, №1 (22), 2020, с. 49-52. 3. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №7, 2019, с. 238-241. 4. Власть, № 6, 2019, с. 69-73. 5. Власть, №. 12, 2018, с. 013-016. 6. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации : учебник для академического бакалавриата /Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 231 с. 7. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Г. Шпета. - Москва : Акад. проект, 2018. - 767 с. 8. Историческая и социально-образовательная мысль, изд. 9, №1-1, 2019, с. 114-117. 9. Инновационная наука, №3, 2021, с. 92-93. 10. Макиавелли, Никколо. Государь: [Сочинения: Пер. с итал.] / Никколо Макиавелли. - М. : Эксмо, 2020. - 653 с. 11. Матвейчев О., Гусев Д., Хазеев Р., Чернаков С. «Уши машут ослом. Современное социальное программирование». Третье издание, исправленное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2018. – 480 с. 12. Научные исследования и разработки молодых ученых, №. 2, 2019, с. 124-128. 13. Управление общественным мнением : [учеб. пособие] /В. А. Франц ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 135 с. 14. Чамкин, А. С. Основы коммуникологии (теория коммуникации) : учеб. пособие / А.С. Чамкин. — Москва : ИНФРА-М, 2019.— 350 с. 15. Шунейко, А. А. Теория и практика эффективной коммуникации : учебное пособие / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 360 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Приоритеты государственной политики в сфере экологии и охраны окружающей среды
Количество страниц:
37
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Методики развития познавательной активности у подростков
Количество страниц:
10
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
ЦБ как мегарегулятор
Количество страниц:
25
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image