Введение 3 1. Общая характеристика правовой нормы 6 1.1 Понятие нормы права 6 1.2 Основные признаки нормы права 10 2. Ведомственные нормы права 15 2.1 Особенности ведомственного нормотворчества 15 2.2 Ведомственный нормативный акт 18 Заключение 24 Список использованных источников 26

Понятие и признаки правовых норм. Особенности ведомственных правовых норм

курсовая работа
Право
25 страниц
79% уникальность
2022 год
31 просмотров
Пронькин Р.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Общая характеристика правовой нормы 6 1.1 Понятие нормы права 6 1.2 Основные признаки нормы права 10 2. Ведомственные нормы права 15 2.1 Особенности ведомственного нормотворчества 15 2.2 Ведомственный нормативный акт 18 Заключение 24 Список использованных источников 26
Читать дальше
Актуальность данной темы объясняется тем, что одной из важнейших правовых категорий на сегодняшний день является норма права. Так, в свое время, школы права рассматривали данное явление с самых различных точек зрения. Позитивизм и нормативизм изучали право, как совокупность всех норм. При этом, социологическая и естественно-правовая теория утверждает, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Благодаря нормам права происходит регулирование важнейших общественных отношений, а от того, как и в какой форме это сделано, напрямую зависит и сама возможность достижения социально значимых целей, для осуществления которых и создаются соответствующие нормы. Прежде всего, это имеет прямое отношение к правам и свободам человека и гражданина, которые закреплены в Конституции РФ и признаются в соответствии со статьей 2 высшей ценностью. Что касается осуществления норм права, то оно превращает писаные нормы в реальную правовую действительность и при этом диалектически связано с нормами, воздействует на них, определяя необходимость их изменения, их совершенствования.


Не бойтесь диплом заказать , у нас работают профессионалы.


Все это обусловливает важность различных аспектов теоретического освещения вопросов, связанных с нормами права и их реализацией. При этом, многие вопросы, в том числе и такие, которые имеют важное теоретическое и практическое значение, остаются либо дискуссионными, либо мало исследованными. Совершенствование правовой основы существования государства на этапе развития правового государства объясняется необходимостью эффективности применения правовых механизмов в управлении процессами, происходящими в обществе. Наиболее эффективный регулятор данного рода – это стабильная правотворческая деятельность органов государства. В настоящее время законодателем объективно не может быть полностью предусмотрена и регламентирована совокупность общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании. Следовательно, одной из основополагающих причин появления и развития ведомственного нормотворчества является объективно выраженная потребность в детальном уточнении правового урегулирования отношений, которые возникают в отдельных сферах деятельности. Кроме того, это может способствовать наибольшей эффективности и результативности процесса. Наличие ведомственного нормотворчества снимает с законодательных органов часть нагрузки, что положительно сказывается на качестве принимаемых законов. При отсутствии ведомственного нормотворчества деятельность по реализации главных направлений политики государства была бы существенно затруднена, либо невозможна. Таким образом, регулирующая деятельность по локальным вопросам, которые касаются сферы деятельности конкретного профиля, должна осуществляться управомоченными министерствами и ведомствами. Целью данной работы является анализ понятия и признаков правовых норм. Рассмотрение особенностей ведомственных правовых норм. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) дать общую характеристику правовой нормы; 2) рассмотреть понятие нормы права; 3) изучить основные признаки нормы права; 4) проанализировать ведомственные нормы права; 5) выявить особенности ведомственного нормотворчества; 6) охарактеризовать ведомственный нормативный акт. Методологической основой исследования выступают: 1) исходные принципы познания (историзм, научная объективность); 2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); 3) различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности: - диалектический; - системно-структурный; - метод правового регулирования; - сравнительно-правовой; - функциональный; - формально-юридический. Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации нормы права. Предметом работы выступают понятие и признаки правовых норм, а также ведомственное правотворчество. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, правоведов, занимающихся исследованием основных аспектов, связанных с изучением понятия и признаков правовой нормы, а также ведомственных правовых норм. Теоретическая основа работы построена на трудах таких ученых, как М.Н. Марченко, В.С. Назарова, А.Н. Чашин, А.И. Козулин, Н.С. Шмакова и др. Настоящая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов: 1) норма права представляет собой социальное правило поведения, исполнение которого стало общеобязательным согласно его закреплению государственными органами и исполнение которого обеспечивается механизмами правового принуждения. 2) основными признаками нормы права являются: во-первых, это нормативность. Создаются специальные сборники правил и норм, именуемые законами и подзаконными актами. Второй признак права - общеобязательность. Все без исключения государственные акты должны исполняться всеми членами общества. Гарантированность и формальность составляют третий признак права. Официальная форма, в которую заключены законы, служит неким гарантом их исполнения. 3) сила любого нормативного правового акта неразрывно связана с эффективностью права, с созданием наиболее совершенных законодательных актов, которые полностью отвечают требованиям современного общества. Здесь следует выделить особую роль Основного закона РФ - Конституции РФ, значение и действие которой выражается в закреплении основных начал, принципов осуществления государственной власти и управления. Ни один нормативный акт не может находиться в противоречии с Конституцией, а если данное противоречие будет выявлено, то данный нормативный акт будет признан недействительным и автоматически будет утеряна его юридическая сила. 4) ведомственное нормотворчество имеет особое значение в реализации политики государства, поскольку обеспечивает реальную возможность урегулирования большей части возникающих в правовой сфере вопросов. Ведомственное нормотворчество занимает самостоятельную позицию по отношению к другим регуляторам жизнедеятельности государства и является неотъемлемой частью правового регулирования, высокая результативность которого определяется научной обоснованностью, целесообразностью и упорядоченностью деятельности. При этом, представляя собой развивающейся вид нормотворческой деятельности, ведомственное нормотворчество нуждается в: - усиление роли контрольных функций и установление персональной ответственности за ненадлежащее выполнение ведомственной нормотворческой деятельности; - укрепление положения закона в иерархии нормативных правовых актов с целью наиболее оптимального соотношения закона и ведомственного акта; - упорядочение деятельности по подготовке и принятию ведомственных актов; - обозначение единого принципа систематизации ведомственных актов; - ужесточение требований к подготовке ведомственных актов; - преодоление тенденции к дублированию путем последовательного согласования норм ведомственных актов с нормами иных нормативных правовых актов; - закрепление подразделений и их должностных лиц за подготовкой законопроектов.
Читать дальше
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (часть I), ст. 1. 3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954. 4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900. 5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (ред. от 11.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4108. 6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 11.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 18.08.1997, № 33, ст. 3895. 7. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 г. № 528 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия» (ред. от 29.03.2022). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022). 8. Приказ Министерства юстиции РФ от 23.09.2020 № 212 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (ред. от 11.10.2020). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022). 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.02.2018 № 69 «Об утверждении плана Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018-2019 годы». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022). 10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2010 № 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами» (ред. от 19.09.2011). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022). Литература 11. Абакумова Т.И. Фактор времени в правотворческой политике России // Правотворческая политика в современной России. Саратов, 2019. С. 56. 12. Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права / Д.Н. Бахрах. М., 2018. 586 с. 13. Грешнова Г.В. Реализация функция и принципов норм права // Вестник права. 2019. №47. С. 52. 14. Затолокин А.А. Разграничение административной и уголовной ответственности при оказании услуг, не отвечающих установленным требованиям в области безопасности дорожного движения // Общество и право. 2019. № 4. С. 112. 15. Кельзен Г. Чистое учение о праве. 2-е изд / Г. Кельзен. СПб., 2018. 477 с. 16. Козулин А.И. Нормативные правовые акты и иные акты правотворчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. Екатеринбург. 2019. №3. С. 89. 17. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие / М.Н. Марченко. М., 2018. 505 с. 18. Мустафина-Бредихина Д. М. Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации // Новости. Мнения. Обучение. 2018. № 2. С. 174. 19. Назарова В.С. К вопросу о «формальных источниках права» в Российской Империи // Юридические технологии в правовой политике. 2019. № 2. С. 36. 20. Оболенская Ю.А. Возникновение и развитие нормы права // Государство и право. 2017. № 63. С. 61. 21. Федорова М. Ю. Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты // Закон. 2020. № 12. С. 92. 22. Чашин А.Н. Теория юридической систематизации / А.Н. Чашин. М., 2018. 258 с. 23. Шмакова А.Е. Общая характеристика источников права // Государство и право. 2017. №32. С. 20. 24. Шмакова Н.С. Ведомственное нормотворчество: понятие и формы / Н.С. Шмакова. М., 2018. 176 с. 25. Щелокаева Т.А. Сколько кодексов нужно России // Правоведение. 2019. № 4. С. 39. 26. Эпов А.Г. Сущность нормативного правового акта: некоторые проблемы теории и практики // Право и политика. 2018. № 6. С. 72. Материалы судебной практики 27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного суда РФ, февраль 2019 г., №2. 28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Инновации в управлении бизнес-процессами организации
Количество страниц:
20
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
реферат
Алгоритмы и методики классификации точек лазерных отражений
Количество страниц:
15
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Геодезия
курсовая работа
Протестный потенциал молодежи в современном обществе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image