ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ 5
1.1. Принципы и механизмы обеспечения гендерного равенства в европейских странах 5
1.2. Особенность гендерных стереотипов в современном обществе 8
Вывод по первой главе 9
ГЛАВА 2. ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ 10
2.1 Понятие и особенности ономастической лексики 10
2.2 Ономастическая лексика в системе языка 13
Вывод по второй главе 15
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОНОМАСТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ 16
Вывод по третьей главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Гендерные стереотипы действуют как социальные нормы. Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, в ходе процесса дифференциации полов человеку, в зависимости от его пола, будут свойственны определенные интересы, модели поведения, психологические характеристики. Стереотипы выполняют роль схем, при помощи которых мы замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие убеждения относительно полов. Они определяют статусные характеристики мужчин и женщин, фиксируя доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам. Давление стереотипов может привести к искажению в сознании индивида, нанести ущерб психологическому здоровью людей.
Исследователи выделяют ряд характеристик, общих как для социальных стереотипов, так и для гендерных:
- согласованность проявляется в степени единства представлений группы; схематичность;
- эмоционально-оценочная нагрузка – способность к дифференциации аспектов стереотипа (когнитивного и аффективного). Она проявляется в позитивной оценке образа мужчины по сравнению с образом женщины; характерная устойчивость стереотипов фиксируется в культурно-историческом происхождении типичных черт и особенностей.
Анализ словарных дефиниций слов-зоонимов позволил выявить одиннадцать типов соотношений по родовой и гендерной характеристике между зоонимами и антропонимами, образованными на основе метафорического переноса от названий животных. К наиболее продуктивным относятся типы, в которых при метафорическом переносе у антропонимов сохраняется морфологическое значение рода, а в лексических значениях слов отсутствуют семантические признаки «маскулинности» и «фемининности». Как правило, зооним обозначает животное без указания на его пол, а антропоним обозначает человека по характерному признаку без обозначения половых различий. В отдельных случаях зоонимы, имеющие в своем значении гендерную сему, при метафорическом переносе могут ее сохранить или утратить. У некоторых антропонимов гендерная сема появляется в процессе метафорического переноса.
Функционирование антропонимов в речи в качестве слов, обозначающих лиц, относящихся к тому или иному полу, опосредуется контекстом, который и определяет их гендерную характеристику. «Маскулинность» или «фемининность» в этом случае являются денотативно обусловленными семами и при необходимости их актуализации могут быть выражена в контексте с помощью родовых окончаний слов, синтаксически связанных с определяемым существительным. Ориентация определяющего слова на гендерную характеристику лица, обозначенного антропонимом, приводит к вариативности его синтаксических формы в тексте.
При этом морфологический род антропонима сохраняется как имманентно присущая слову значимость, не меняется в зависимости от контекста и предсказывает форму рода согласующихся слов в нейтральных контекстах, не маркированных по гендеру. В работе эта идея получила экспериментальное подтверждение. В синтаксической конструкции Он (такой, такая) овца (антропоним на –а) носители языка в большей степени склонялись к выбору местоимения такая, форма которого в данном случае детерминируется морфологической семой рода имени существительного.
Читать дальше
1. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. М.: Эслан, 2018. - С. 5 - 22.
2. Гусейнова И.А. Проблема гендерной асимметрии в видеоряде коммерческих дискриптивных РТ // Гендер:язык, культура, коммуникация. Доклады Первой международной конференции. Москва, 25-26 ноября 2019, МГЛУ. М.: 2019. С. 103 - 222.
3. Зубарев Ю.Б. Цифровое телевизионное вещание в России// Вестник Российской Академии наук. 2018. № 3. С. 216 - 265
4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 606 с.
5. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. 2019. С. 34-37.
6. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингюкультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -288 с.
7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. - 428 с.
8. Blender. [Электронный ресурс] // URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/osobennost_gendernyh_stereotipov_v_sovremennom_obschestve/ (дата обращения: 14.05.2022): https://www.blender.com/ (дата обращения: 14.05.2022)
9. Cosmopolitan. [Электронный ресурс] // URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/osobennost_gendernyh_stereotipov_v_sovremennom_obschestve/ (дата обращения: 14.05.2022) [Электронный ресурс] // URL: https://www.cosmopolitan.com/ (дата обращения: 14.05.2022)
10. New York Times. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 14.05.2022)
Читать дальше