Если вам нужно составить ответы на экзаменационные вопросы, оформите заказ на сайте Work5.
Мусульманские догматы всегда явля-лись главенствующими регуляторами жизнедеятельности османского об-щества. Образование в Османской империи, как и все государство, также существовало по мусульманским канонам. Только на поздних этапах су-ществования стали появляться светские учебные заведения. Особенностью также является наличие многонационального населе-ния с различными религиозными предпочтениями. Данная особенность за-ставляла османских правителей учитывать потребности в образовании представителей всех национальных групп. Это, хочется сразу заметить, делалось далеко не всегда. Положительные изменения в этой сфере также начали происходить на поздних этапах существования государства. Интерес также представляет выделение различных уровней образо-вания и выделение особенностей этих уровней, потому что долгое время в Османской империи не существовало единого уставного акта, который ре-гламентировал бы образование на всей территории государства. История становления и развития образования и культуры в Осман-ской империи привлекает повышенный интерес у ученых-востоковедов. В настоящий момент процесс образования нашел освещение в множестве монографий, статей, докладов. Базой для моего исследования являются историографические и исто-рические источники, среди которых можно выделить несколько групп. Научные труды обобщающего характера по истории Османской им-перии. Это работы Д. Еремеева, Ю. Петросяна, М. Мейера, А Алимова. В них раскрывается широкий спектр вопросов по истории Османской импе-рии в обширном хронологическом срезе. Это дает возможность оценить и определить уровень изученности вопроса, состояние теоретико-организационной, методологической основы исследований. В монографии Дмитрия Евгеньевича Еремеева и Михаила Серафи-мовича Мейера «История Турции в средние века и новое время» детально рассматривается история появления, становления и развития Османского государства. Достаточно подробно рассмотрены политические и социаль-ные процессы, происходившие в государстве, в том числе в вопросах об-разования. Очень детально описывает османское общество труд нескольких ту-рецких исследователей во главе с Экмеледдином Ихсаноглу, который был переведен на русский язык уже упомянутым М.С. Мейером. Во втором томе детально разобрана система образования в Османской империи во все годы ее существования, авторы монографии проедали огромный труд, проанализировав большое количество исторических источников. Многие суждения в данном труде подкреплены источниками. В работе историка Гамида Зейналабдин оглы Алиева расследуются особенности внутренней и внешней политики младотурок. Исследование внутренней политики также включает разбор политики просвещения, ко-торую проводили младотурки на территории Османской империи. Серьезное исследование провел британский историк-востоковед Джон Патрик Дуглас Бальфур, барон Кинросс. В его труде подробно ис-следуется вся история Османского государства, затрагиваются вопросы внутренней политики, в том числе вопросы образования, но больше вни-мания автор уделяет внешней политике османских султанов. В ходе исследования также была использована монография видного отечественного востоковеда Игнатия Юлиановича Крачковского, которые подробно исследовал развитие османской культуры, судоходства и карто-графии. Для рассмотрения вопроса образования у немусульманского населе-ния, помимо труда турецких исследователей во главе с Э. Ихсаноглу, был выбран труд Стивена Рансимена «Великая Церковь в пленении». Помимо обширных и объемных исследований, в работе использова-лись статьи, монографии и диссертации, посвященные отдельным аспектам и проблемам в становлении образования в Османской империи. Детально анализируются меры турецкого правительства по созда-нию светской системы образования в период власти кемалистов А.М.Пальниковым. К теме проведения повинности девширме обращается начинающий ученый Пенькова А.О. , в ее работе в частности, объясняется, как это по-влияло не только на систему образования, но и на политическое устрой-ство империи Османов, на усиление централизации власти . Также рас-смотрением практики девширме в своем исследовании занимался Сквозни-ков А.Н. В связи с этим немалый интерес представляет исследование англий-ского автора Рафаэлы Льюис , особенно описание, как именно проходила процедура девширме – сбора живой дани. Развитие светского образования в Турции в середине XIX века в сво-их статьях рассматривает исследователь из Пензы Манахов И.А. И. А. Манахов также имеет публикации по рассматриваемой теме с другими ис-следователями. Для рассмотрения более мелких вопросов, например деятельности известного архитектора Мимара Синана и того, как он повлиял на разви-тие образования в Османской империи, использовались еще несколько научных статей. Несмотря на многочисленность работ по тематике образования в ис-ламском государстве, остается пласт малоизученных аспектов, в частности реформы образования в отдельные периоды становления империи, соот-ношение светского и духовного. Таким образом, исходя из приведенного краткого историографического обзора, можно сделать вывод, что разви-тие системы образования в Османской империи недостаточно освещено ис-ториками-османистами, что говорит об актуальности этого направления исследований. Целью этой работы является освещение особенностей системы обра-зования в Османской империи. Исходя из поставленной цели, следует выделить следующие задачи, которые должны будут выполнены в ходе исследования: - описать картину становления системы образования в исламском мире; - охарактеризовать образование различных групп населения в Пор-те; - выявить основные тенденции изменения системы образования в те-чение существования Османской империи. Объектом исследования является Османская империя, предметом – история становления и развития религиозного образования в империи. В качестве основных методов исследования были использованы ме-тоды синтеза, анализа и исторического детерминизма. Актуальность данной работы заключается в выделении особенностей образовательной системы в государстве с разнообразным конфессиональ-ным составом населения. В современном мире существует множество гос-ударства с неоднородным религиозным составом. Религиозный вопрос ча-сто вызывает напряженные ситуации внутри государства. Детальное изу-чение опыта других государств, столкнувшихся с подобными проблемами, может позволить сделать соответствующие выводы для проведения гра-мотной политики с учетом собственных уникальных черт. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источни-ков и литературы.