Оглавление 2 Введение 3 1. Становление системы образования в исламе 9 1.1 Зарождение изначальной формы в Праведном халифате 9 1.2 Особенности образования в Османской империи 13 2. Образование различных групп населения в Порте 15 2.1. Образование мусульманского населения. 15 2.2. Образование немусульманского населения 21 3. Изменение системы образования в течение существования Османской империи 26 3.1. Реформы Сулеймана Великолепного 26 3.2. Изменения в системе образования между преобразованиями султана Сулеймана и деятельностью младотурков 29 3.3. Реформы образования в период младотурков 32 Заключение 35 Список использованной литературы: 37

Религиозное образование в Османской империи

курсовая работа
История
40 страниц
84% уникальность
2022 год
21 просмотров
.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление 2 Введение 3 1. Становление системы образования в исламе 9 1.1 Зарождение изначальной формы в Праведном халифате 9 1.2 Особенности образования в Османской империи 13 2. Образование различных групп населения в Порте 15 2.1. Образование мусульманского населения. 15 2.2. Образование немусульманского населения 21 3. Изменение системы образования в течение существования Османской империи 26 3.1. Реформы Сулеймана Великолепного 26 3.2. Изменения в системе образования между преобразованиями султана Сулеймана и деятельностью младотурков 29 3.3. Реформы образования в период младотурков 32 Заключение 35 Список использованной литературы: 37
Читать дальше
Вопросы и проблемы образования сегодня занимают важные пози-ции в формировании современного человека. Тема развития гармоничной личности глобальный вес имеет, в том числе она актуальна и в арабских странах. Знакомство с тенденциями развития арабского образования, культурой и историей имеет важное культурно-историческое значение для всей мировой цивилизации в целом. Для проведения исследования следует определить хронологические рамки. Итак, согласно многим исследователям, Османское государство в качестве империи существовала в период с 1453 года, когда султаном Мехмедом II Фатихом был завоеван Константинополь, и до 1923 года, ко-гда была провозглашена Турецкая республика. Рассматривать систему образования в Османском государстве мы будем именно в этот период. Система образования в Османской империи имеет множество отли-чительных особенностей. Важным моментом, на который стоит обращать внимание в ходе исследования, является неразрывная связь Османского государства и общества с Исламом.


Если вам нужно составить ответы на экзаменационные вопросы, оформите заказ на сайте Work5.


Мусульманские догматы всегда явля-лись главенствующими регуляторами жизнедеятельности османского об-щества. Образование в Османской империи, как и все государство, также существовало по мусульманским канонам. Только на поздних этапах су-ществования стали появляться светские учебные заведения. Особенностью также является наличие многонационального населе-ния с различными религиозными предпочтениями. Данная особенность за-ставляла османских правителей учитывать потребности в образовании представителей всех национальных групп. Это, хочется сразу заметить, делалось далеко не всегда. Положительные изменения в этой сфере также начали происходить на поздних этапах существования государства. Интерес также представляет выделение различных уровней образо-вания и выделение особенностей этих уровней, потому что долгое время в Османской империи не существовало единого уставного акта, который ре-гламентировал бы образование на всей территории государства. История становления и развития образования и культуры в Осман-ской империи привлекает повышенный интерес у ученых-востоковедов. В настоящий момент процесс образования нашел освещение в множестве монографий, статей, докладов. Базой для моего исследования являются историографические и исто-рические источники, среди которых можно выделить несколько групп. Научные труды обобщающего характера по истории Османской им-перии. Это работы Д. Еремеева, Ю. Петросяна, М. Мейера, А Алимова. В них раскрывается широкий спектр вопросов по истории Османской импе-рии в обширном хронологическом срезе. Это дает возможность оценить и определить уровень изученности вопроса, состояние теоретико-организационной, методологической основы исследований. В монографии Дмитрия Евгеньевича Еремеева и Михаила Серафи-мовича Мейера «История Турции в средние века и новое время» детально рассматривается история появления, становления и развития Османского государства. Достаточно подробно рассмотрены политические и социаль-ные процессы, происходившие в государстве, в том числе в вопросах об-разования. Очень детально описывает османское общество труд нескольких ту-рецких исследователей во главе с Экмеледдином Ихсаноглу, который был переведен на русский язык уже упомянутым М.С. Мейером. Во втором томе детально разобрана система образования в Османской империи во все годы ее существования, авторы монографии проедали огромный труд, проанализировав большое количество исторических источников. Многие суждения в данном труде подкреплены источниками. В работе историка Гамида Зейналабдин оглы Алиева расследуются особенности внутренней и внешней политики младотурок. Исследование внутренней политики также включает разбор политики просвещения, ко-торую проводили младотурки на территории Османской империи. Серьезное исследование провел британский историк-востоковед Джон Патрик Дуглас Бальфур, барон Кинросс. В его труде подробно ис-следуется вся история Османского государства, затрагиваются вопросы внутренней политики, в том числе вопросы образования, но больше вни-мания автор уделяет внешней политике османских султанов. В ходе исследования также была использована монография видного отечественного востоковеда Игнатия Юлиановича Крачковского, которые подробно исследовал развитие османской культуры, судоходства и карто-графии. Для рассмотрения вопроса образования у немусульманского населе-ния, помимо труда турецких исследователей во главе с Э. Ихсаноглу, был выбран труд Стивена Рансимена «Великая Церковь в пленении». Помимо обширных и объемных исследований, в работе использова-лись статьи, монографии и диссертации, посвященные отдельным аспектам и проблемам в становлении образования в Османской империи. Детально анализируются меры турецкого правительства по созда-нию светской системы образования в период власти кемалистов А.М.Пальниковым. К теме проведения повинности девширме обращается начинающий ученый Пенькова А.О. , в ее работе в частности, объясняется, как это по-влияло не только на систему образования, но и на политическое устрой-ство империи Османов, на усиление централизации власти . Также рас-смотрением практики девширме в своем исследовании занимался Сквозни-ков А.Н. В связи с этим немалый интерес представляет исследование англий-ского автора Рафаэлы Льюис , особенно описание, как именно проходила процедура девширме – сбора живой дани. Развитие светского образования в Турции в середине XIX века в сво-их статьях рассматривает исследователь из Пензы Манахов И.А. И. А. Манахов также имеет публикации по рассматриваемой теме с другими ис-следователями. Для рассмотрения более мелких вопросов, например деятельности известного архитектора Мимара Синана и того, как он повлиял на разви-тие образования в Османской империи, использовались еще несколько научных статей. Несмотря на многочисленность работ по тематике образования в ис-ламском государстве, остается пласт малоизученных аспектов, в частности реформы образования в отдельные периоды становления империи, соот-ношение светского и духовного. Таким образом, исходя из приведенного краткого историографического обзора, можно сделать вывод, что разви-тие системы образования в Османской империи недостаточно освещено ис-ториками-османистами, что говорит об актуальности этого направления исследований. Целью этой работы является освещение особенностей системы обра-зования в Османской империи. Исходя из поставленной цели, следует выделить следующие задачи, которые должны будут выполнены в ходе исследования: - описать картину становления системы образования в исламском мире; - охарактеризовать образование различных групп населения в Пор-те; - выявить основные тенденции изменения системы образования в те-чение существования Османской империи. Объектом исследования является Османская империя, предметом – история становления и развития религиозного образования в империи. В качестве основных методов исследования были использованы ме-тоды синтеза, анализа и исторического детерминизма. Актуальность данной работы заключается в выделении особенностей образовательной системы в государстве с разнообразным конфессиональ-ным составом населения. В современном мире существует множество гос-ударства с неоднородным религиозным составом. Религиозный вопрос ча-сто вызывает напряженные ситуации внутри государства. Детальное изу-чение опыта других государств, столкнувшихся с подобными проблемами, может позволить сделать соответствующие выводы для проведения гра-мотной политики с учетом собственных уникальных черт. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источни-ков и литературы.  

Читать дальше
Подводя итоги, хочется сказать, что система образования Османской империи имела большое количество отличительных черт. В связи с тем, что это было глубоко религиозное государство с преобладающим му-сульманским населением, данный факт существенно влиял на то, каким образом люди получали знания. Согласно канонам Ислама, человек все-гда должен совершенствовать свои знания. На бумаге этот факт является существенным предлогом к постоянному росту образованности населения, а также к развитию наук и искусств. Однако религиозность, на практике, была одной из причин медленного развития отдельных наук. Также чрез-мерное влияние религии на деятельность государство влияло на доступ-ность образования. Нежелание менять систему отношения с немусульманским, покорен-ным населением Османской империи негативно отразилось и на образо-ванности национальных меньшинств. Образованием этих групп населения занималось местное духовенство, что также замедляло развитие светских научных знаний. Проблем в отношениях с немусульманским населением добавляла практика насильственного перевоспитания детей из немусуль-манских семей, которых в раннем возрасте отлучали от родственников и начинали воспитывать в совершенно незнакомых для детей условиях. Также замедляло развитие и ограниченность учебных заведений. Долгое время на территории Османской империи существовали лишь те образовательные учреждения, которые готовили специалистов исходя из нужд государства. Долго время это был ограниченный список специали-стов: религиозные деятели, управленцы, военные и медики. Но не стоит при этом утверждать, что образовательная система со-всем не изменялась. За весь период существования Османской империи не-сколько раз происходили существенные изменения, которые коренным образом изменяли положение дел в образовательной системе. Серьезные изменения произошли в годы правления султана Сулеймана Великолепно-го. Благодаря увеличению числа учебных заведений заметно вырос уро-вень образования в государстве. Также деятельность Сулеймана подтолк-нула к развитию многие науки и искусства. Существенный скачок в разви-тии произошел в архитектуре, географии, литературе, военном и морском деле. После долгой стагнации новый виток развития начался в середине XIX века благодаря реформам времен Танзимата. Основными задачами с этого момента и до прихода к власти либерально настроенных малотурков являлись отделение образования от религии и увеличение доступности об-разования, в том числе для женского населения и национальных мень-шинств. Стоит отметить, что в этот период происходят существенные из-менения в образовательной системе. Серьезно вырастает уровень образо-ванности, появляется большое количество новых специализированных учебных заведений, утверждается общая образовательная программа. Но многие начинания продолжают натыкаться на противодействие религиоз-но настроенного населения государства. Описывая все систему образования в ходе проведения исследования, мы показали, что религиозное образование долгое время играло главен-ствующую роль во всей системе образования Османской империи. До-вольно трудно выделить систему светского образования, потому как обу-чались люди по исламским канонам, преимущественно в мечетях или спе-циальных заведениях, построенных возле мечетей. Часто обучение прово-дили имамы. Нормы обучения контролировались также духовенством. Образование для немусульманского населения также носило религиозный характер. Образование немусульманам предоставлял в религиозных заве-дениях или христианских миссионерских школах. Не стоит считать, что излишняя религиозность только тормозила развития научной мысли в Османской империи. Многих известных пред-ставителей различных наук подарила миру Османская империя. Среди них известные архитекторы, поэты, географы, медики и т.д. Тут стоит от-метить, что развитие османской образовательной системы проходило от-лично от европейской образовательной системы, но османская система была открыта к проникновениям черт, присущих европейской. Та образо-вательная система, которая функционировала в Османской империи, по-могла государству просуществовать более пяти веков в качестве империи.  
Читать дальше
1. Али Ташдемир Оккаш оглу. Правовое Роль и место архитек-тора Синана в османском зодчестве [Электронный ресурс] / World science. 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-arhitektora-sinana-v-osmanskom-zodchestve (дата обращения: 18.05.2022). 2. Алиев Г.З. Турция в период правления младотурок (1908-1918 гг.) / Г.З. Алиев; М.: Наука, 1972. - 388 с.; 3. Арабские пословицы и поговорки. / Сост. Абуль-Фадль аль-Майданий; пер. с арабского И.Сарбулатов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/abul-fadl-al-maydaniy-arabskie-poslovicy-i-pogovorki-arabskiy-russkiy-perevod_f4c3d082530.html(дата об-ращения: 18.05.2022). 4. Еремеев Д.Е. История Турции в средние века и новое время / Д.Е. Еремеев, М.С.Мейер. – М.:МГУ, 1992. – 248 с. 5. История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т. Т.1.: История Османского государства и общества / под ред. Э. Их-саноглу; Исследовательский центр исламской истории, искусства и куль-туры (IRCICA); пер. В.Б. Феоновой под ред. М.С. Мейера. – М.: Восточ-ная литература, 2006. – 602 с.; 6. История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т. Т.2.: История Османского государства и общества / под ред. Э. Их-саноглу; Исследовательский центр исламской истории, искусства и куль-туры (IRCICA); пер. В.Б. Феоновой под ред. М.С. Мейера. – М.: Восточ-ная литература, 2006. – 587 с.; 7. Книга законов османской династии [Электронный ресурс] / под ред. М. Арифа; Вена: типография национальной библиотеки, 1912 . – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/turky/XV/Mexmed_II/Kanun-name/text.php (дата обращения: 17.05.2022.); 8. Козуб Е. А., Манахов И.А. Формирование специальных учеб-ных заведений в Османской империи во второй половине XIX в. [Элек-тронный ресурс] / Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-spetsialnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-osmanskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka (дата обращения: 18.05.2022); 9. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6 т. Т. 4. / И.Ю. Крачковский. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. – 915 с.; 10. Кухарева Е.В. Образование в арабских странах из глубины ве-ков до наших дней/ Е.В. Кухарева//Вестник МГИМО – Университета. – 2014 г.;(2(35)). – С. 299-306. 11. Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи / Пер. с англ. М. Пальникова. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1999. – 696 с.; 12. Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура [Элек-тронный ресурс] /. – М.: ЗАО Центр полиграф., 2004г Режим доступа https://www.litmir.me/br/?b=179978&p=1 (дата обращения: 18.05.2022); 13. Манахов И.А. Особенности становления светского образования в Турции в середине XIX в. [Электронный ресурс] / Известия Волгоград-ского государственного педагогического университета. 2012. Режим до-ступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-svetskogo-obrazovaniya-v-turtsii-v-seredine-xix-v (дата обращения: 18.05.2022); 14. Пальников А.М. Политика кемалистов в отношении религиоз-ного образования в Турции (1923-1938 гг.) // Вестник Моск. Ун-та.Сер.13. Востоковедение. 2014. №2. С.63-75; 15. Пенькова А.О. Особенности проведения девширме в Османской империи (вторая половина ХIV - начало XVIII веков) [Электронный ре-сурс] / Архонт. 2018. №5 (8). С. 68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-devshirme-v-osmanskoy-imperii-vtoraya-polovina-hiv-nachalo-hviii-vekov (дата обраще-ния: 18.05.2022); 16. Сквозников А. Н. Правовое положение немусульманских под-данных в Османской империи в XVI-XIX вв [Электронный ресурс] / Вест-ник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2015. №1-2 (17). С. 5 -8 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-nemusulmanskih-poddannyh-v-osmanskoy-imperii-v-xvi-xix-vv (дата обра-щения: 18.05.2022); 17. Стивен Рансимен. Великая Церковь в пленении / Стивен Ранси-мен. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2012. – 464 с.; 18. Шишков В. В. Османская империя: от завоевания и интеграции периферий к попыткам модернизации [Электронный ресурс] / Социум и власть. 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osmanskaya-imperiya-ot-zavoevaniya-i-integratsii-periferiy-k-popytkam-modernizatsii (да-та обращения: 18.05.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Система юридических инструментов для защиты бренда (товарный знак, фирменное наименование, деловая репутация)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Оценка эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Политическая власть
Количество страниц:
25
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image